Татьяна Попова
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Круги Луллия» (из опыта работы)
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
(Из опыта работы)
Применение многофункциональной
дидактической игры «Круги Луллия»
для развития речевой деятельности детей – инофонов
«Учите ребенка, каким – нибудь
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ „Круги Луллия“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинами,
и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Язык - общественное явление. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Речь ребенка-дошкольника также развивается только в общении с окружающими. Поэтому важно своевременно включить ребенка, овладевающего русским языком, в сферу общения на этом языке, представить ему активную речевую практику. Как воспитатель считаю необходимым предоставить более широкую возможность детям в овладении русским языком при помощи многофункциональной дидактической игры «Круги Луллия». Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития не только творчества, но и развития речи детей является ТРИЗ
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
В своей педагогической практике использую, на мой взгляд, очень интересную дидактическую игру "Кольца Луллия" (её ещё называют "Волшебными кругами Луллия В XII веке французский монах - философ из Каталонии Раймунд Луллий (Лулио) создал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для своих учеников, чтобы те «стали поумнее». По прообразу таких вот кругов мною была изготовлена для своих воспитанников многофункциональная дидактическая игра, и мы с детьми с большим удовольствием играем в нее.
Считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. А именно как тренажёр для детей – инофонов для познания русского языка и окружающего мира в их взаимосвязи. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу в игровой форме.
Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми 5-7 лет на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце – животные (домашние, дикие, рыбы, птицы и т. д., на другом – их дома.
Технологическая цепочка проведения игры:
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Дети круги раскручивают, выбирают правильный ответ,ставят это изображения под стрелками, называют их.
"Вот вопросы закрутились,
И с картинками соединились.
Ты картинку выбирай
И ответ скорее дай "
При составлении методических рекомендаций использовались такие общие принципы обучения, как:
-системность и последовательность;
-применение игровых моментов;
-концентричность при изучении материала;
-активное использование наглядного материала.
Основное назначение методических рекомендаций «Круги Луллия»-
оказать практическую помощь педагогам дошкольного образования в развитии речи детей – инофонов, используя данную многофункциональную
дидактическую игру в последней возрастной группе дошкольной образовательной организации.
Основные виды работы в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми-инофонами:
Словарная работа, которой уделяется большая часть времени. При наблюдении за объектами окружающей действительности я знакомлю детей со словами, уточняю их значение, способствую их повторению в разных ситуациях, активизирую в собственной речи детей. Эта работа является основой для проведения речевых упражнений, с опорой на дидактическую игру Круги Луллия, способствует закреплению у детей речевых навыков. Затем, расширяя у детей представления о предметах окружающей действительности, учу вычленять и называть их существенные признаки. Работаю в тесной взаимосвязи с другим воспитателем группы и родителями воспитанников
* над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией в речи;
* подбором лексического материала по темам (составление специальной картотеки по различным лексическим темам программы).
Формирование навыков общения
На основе предварительной подготовки, проведенной вначале, начинаю развивать умение детей более активно пользоваться сначала диалогической речью в правильной грамматической форме.
Развитие связной речи
Далее развиваю умение пользоваться монологической речью: составлением описательных и сравнительных рассказов, применяя данную многофункциональную дидактическую игру.
Система работы :
При использовании игры можно проанализировать результаты проведенной работы и сделать вывод, что использование при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Пополнять лексику разнообразием слов, продолжать работу по обогащению словаря. Упражнять в подборе синонимов, антонимов.
Грамматика: Активизировать в речи детей простые, а далее и сложносочиненные предложения.
Звуковая культура речи: Учить заканчивать фразу начатую воспитателем с разной силой голоса. Продолжать учить детей произносить слова отчетливо и внятно.
Связная речь: Учить составлять описательный рассказ, опираясь на игру «Круги Луллия».
Организационно-методические рекомендации :
1. Прежде чем начать непрерывную образовательную деятельность в данном направлении необходимо произвести обследование речи детей-инофонов. Ведь даже минимальный уровень владения русским языком у детей разный. Используя дидактическую игру «Круги Луллия» через индивидуальное общение с каждым ребенком выяснить следующее:
- служит ли речь для ребенка средством общения или он прибегает в основном к жестам и мимике?
- Общается ли он посредством фразовой речи или произносит только отдельные слова (или даже отдельные слоги?
-Понятна ли речь окружающим?
-Охотно ли он повторяет за воспитателем слова, фразы, понимая и запоминая их.
При планировании непрерывной образовательной деятельности необходимо учитывать уровень владения ребенком русским языком и в соответствии с этим выбирать материал для деятельности.
2. В целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращенную к детям речь доброжелательной улыбкой, плавными жестами, спокойной мимикой.
3. Новые слова целесообразно конструкций включать в речь сначала в составе уже знакомых. После чего их можно вводить в новую конструкцию. Слово входит в словосочетания, предложения, поэтому ребенок должен уметь употреблять слово в контексте. Для запоминания слов необходима их частая повторяемость, а также проговаривание слова несколько раз. Так как лексическая тема увязана с игровой технологией и дополнительным речевым материалом, то круги Луллия сделают непрерывную образовательную деятельность более интересной и разнообразной.
4. Используем три вида заданий с кругами Луллия для ребенка :
Игры на подбор пары
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.
Игры экологического содержания:
«Найди, где живет», «Назови детеныша», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, и клювы», «Подбери место обитания», «Чей дом?» и т. д.
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя и обучение грамоте :
«Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько», «Что приводится в действие одинаково?», «Подбери два предмета, которые действуют одинаково?» (активизация глаголов, «Что одинаково на вкус? По цвету?» (активизация имен прил., «Кто как передвигается? Подбери пары.» (От звука к слову, «Поймай звук» (Выдели первые звуки в словах. Подбери пары слов с одинаковым первым (последним) звуком) ; символы, обозначающие большой и маленький размер (цвет, объем, вкус) ; символы : нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы; цифры от 1 до 10; схемы для поиска заданного звука; картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине, в конце слова (со звуком «Л», «Ч», «Ш», «Щ» и т. д. ; любые предметы.
Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно из- за этого элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.
Игры на развитие творческого воображения
Для этих игр подбираются кольца для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Или, например, выпала комбинация «Лиса в море» Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк?
«Лиса в болоте» - погналась за добычей и, вот и завязла, бедная.
«Лиса в деревне»- опять кур крадет.
«Лиса в городе» - в зоопарке, в гостях и т. д.
Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно, может придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому могут подключиться и дошкольники.
5. Необходимо систематически добиваться того, чтобы дети старались не только отвечать на вопросы воспитателя, используя данную игру, но и самостоятельно могли задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнить задание. Необходимо целенаправленно использовать в своей деятельности данную дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулировании познавательной и речевой деятельности детей – инофонов. Повышенный интерес у детей вызывают задания с отгадыванием того или иного животного, птицы, их частей тела, образа жизни, места обитания.
6. Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке следует шире использовать м. д. игру «Круги Луллия» :
• на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
• на занятиях по развитию речи;
• игровой деятельности вне занятий;
• в самостоятельной деятельности детей;
7. Если есть необходимость, проведите по теме не одно, а два и три задания.
Надеюсь, что данные методические рекомендации помогут вам, уважаемые коллеги, в развитии речи детей - инофонов.
Пример игр и заданий к ним
1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Реальное Задание (РЗ) : найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое Задание (ФЗ) : подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.
РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).
ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)
1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.).
РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.
ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что. (Ответы детей.)
"Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).
РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".
ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
"Новая сказка"
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).
РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
"Необычное место"
Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).
РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.