Юлия Зафесова
Эссе «Место психолога в современной системе образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тихая мелководная река, в ней плещутся, купаются дети, не умеющие как следует плавать. Внезапно течение усиливается, а впереди опасный водопад. Дети оказываются в потоке падающей воды, рискуя разбиться. А что же взрослые? Они стоят внизу, протягивают руки, пытаясь спасти малышей. В то время как они должны были быть с детьми наверху, там, где течение спокойное. Должны были вовремя научить малышей хорошо и самостоятельно плавать.
Расшифровывая эту метафору, скажу, что река - это жизнь в современном обществе, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней.
Публикация «Эссе „Место психолога в современной системе образования“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Как же обстоят дела в современном российском образовании? Школа и детский сад, колледж и вуз непрерывно модернизируются, но именно в последние годы наблюдаются последовательные и глобальные новшества: ЕГЭ, профильное обучение, предшкольное образование, ФГОС. Образовательные инновации всегда сопровождаются потенциальными рисками, а психологи способны и обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития детскому саду, школе и вузу. Начну с детского сада. Психологическое сопровождение родителей и воспитателей, самих детей важно и необходимо на всех этапах пребывания ребенка в детском саду – от адаптации до «кризиса 7 лет». Детство – время, когда закладываются основы личности, знания о себе и окружающем мире, социальные навыки. Большинство сензитивных периодов приходится на дошкольный возраст, поэтому так важно не упустить имеющиеся возможности развития.
В современном нестабильном мире родители испытывают множество опасений: потерять работу, заболеть. Появился новый социальный страх - неуспешность детей, родители боятся, что не подготовленный к школе ребенок окажется неудачником, без перспектив в будущем. Желая доказать «конкурентоспособность», они готовы отдать своего ребенка в школу с 5 лет, записать во все кружки и секции, лишая его возможности «наиграться».
Педагог Я. Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной». Почему тогда в современном обществе не в полной мере осознается ценность дошкольного возраста? А дошкольное образование, как возможность социализации детей, необязательное?
Я объясняю родителям, как нужно любить собственных детей, воспитателям - как обогащать каждый день ребенка интересными делами, новыми впечатлениями, увлекательными играми и занятиями - деятельностью. Это и есть настоящая жизнь! Именно такие отношения между детьми и взрослыми помогают людям развиваться, обоюдно, и детям и взрослым. Питают души! Ежедневно я имею дело с детьми самого разного возраста, вижу возрастные изменения в динамике - на моих глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. В центре моего внимания личностно-ориентированное образование, нацеленное на полноценное развитие личности ребенка, его уникальности и неповторимости. Стремлюсь повернуть родительское сообщество лицом к проблемам детей, раскрываю необходимость полноценных детско-родительских отношений, помогаю осознать важность дошкольного образования. В общении со взрослыми и сверстниками, в игре и посильном труде дети приобретают важные жизненные навыки, самостоятельность, постепенно формируются предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Отслеживая актуальный уровень развития детей в каждой возрастной группе детского сада, при необходимости организовывая коррекционную помощь по многим направлениям, обращаю внимание педагогов на степень сформированности психологических новообразований, определяю готовность ребенка к новым возрастным этапам. На развивающих занятиях совершенствую интеллектуальные навыки, память, речь, внимание и воображение. Я поощряю желание детей высказать свое мнение. Свободно рассуждая, ребята учатся творчески подходить к решению разнообразных задач, подчас предлагая необычные, неожиданные идеи. Их настойчивые вопросы «Зачем?» и «Почему?», их просьбы давать трудные задания, говорят об устойчивой познавательной мотивации. Такой подход свидетельствует о преемственности дошкольного и начального образования.
На следующей ступени, в начальной школе, также необходимо психологическое сопровождение. Потому что социальная ситуация развития современных детей сложная, часто им не хватает душевного тепла, ласки, многие родители мало общаются с детьми. Их заменяет телевизор и компьютер. А информация, которую дети получают - бессистемна, агрессивна и представляет угрозу их психологическому здоровью. Поэтому возникла объективная необходимость изменения парадигмы образования, принятия концепции духовно-нравственного развития и введения новых образовательных стандартов.
Каждый педагог в системе образования занимает свое определенное место, психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может. Хотя все обозначенные сегодня государством направления работы выполнялись психологами и ранее, сейчас им придается особое значение. В условиях реализации ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, а психолого-педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения становится не только желательным, но и необходимым. Психолог координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса, опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития. Только психолог, способен обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей, подростков и юношества в меняющихся условиях, обусловленных введением ФГОС; минимизировать риски в постоянно обновляющейся образовательной среде.
Системно-деятельностный подход, предусматривает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Предусматривает соблюдение единства требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, гражданина России, его социализацию, формирование нравственно-этических норм поведения, общую культуру. Именно психолог, в наибольшей степени, может способствовать полноценному воплощению обозначенных позиций в реальном образовательном процессе. Все новое обычно вызывает опасения и тревогу, поэтому учителя, ученики и родители остро нуждаются в эмоциональной поддержке, научной и практической и помощи психолога. Психолог подскажет, поддержит, поможет, "замотивирует" педагога. Роль психолога увеличивается до координации работы учителей. Какие психологи сегодня нужны образовательным учреждениям? Как они должны строить свою работу?
Общество нацелено на получение детьми качественных знаний, на формирование универсальных учебных действий и компетентностей, предметных, метапредметных, личностных, которые рассматриваются как образовательный результат. Поэтому школы ждут психолога, готового работать во многих направлениях. Это коррекционная работа с теми учащимися, которые не справляются с объемом и содержанием обучения. Психопрофилактическая работа психолога включает разработку и реализацию развивающих программ с учетом каждого возрастного этапа, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Это повышение компетентности педагогов, которые нуждаются в конкретных рекомендациях: как учить Петю и Олю так, чтобы они сами понимали и не мешали понимать другим. Педагогам необходимы современные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие эффективное усвоение учебного материала, носителями которых являются психологи. Это сопровождение родителей, помогающее выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения.
Образовательное учреждение нуждается в психологе - проектировщике. Он должен уметь соотносить цели развивающего обучения с механизмами и закономерностями развития ребенка. Уметь создавать и воплощать программы мониторинга развивающего обучения. Нужен психолог, умеющий работать на задачи социально-психологической адаптации и социализации. Такой психолог работает в команде с воспитателями, учителями начальных классов, социальными педагогами и другими специалистами (очевидно наличие психологической службы). Чтобы определить место педагога-психолога в современном российском образовании нужно взглянуть на себя: какой я специалист? И на образовательное учреждение : какое оно? Какие задачи решает? Совмещение ответов на эти вопросы поможет осознать ответственность и определить стиль работы в этот переходный период. Адаптация к новой образовательной среде всех участников образовательного процесса полностью ложится на надёжные плечи педагога-психолога.
Введение ФГОС обеспечивает преемственность между дошкольным образованием, начальной, средней школой и т. д. существенно усиливает роль психологических знаний в содержании и организации образования. А деятельность психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и необходимой.
Чаще всего «вложения» психолога проявляются отсрочено, через какой-то промежуток времени – это тоже необходимо понимать, потому что для перестройки любой системы нужно время.
Я верю, что наше государство осознает ответственность за свое настоящее и будущее, и «лучшее начнут отдавать детям», ведь психика детей наиболее пластична и способна наращивать интеллектуальный и творческий потенциал, так ценимый в современном обществе. Тогда мы перестанем вылавливать собственных детей из водопада наркомании, правонарушений и преступности. А дети обретут полноценное детство – уникальное, удивительное, звонкое.
Как приятно видеть ребятишек, бегущих на мои занятия! – «А у котенка мордочка улыбнутая!» Да, улыбающиеся котята и разноцветные шары, снежинки на ладошке и многое другое, хочется показать малышам. Открыть, как шкатулку, удивительный мир, чтобы выросли, чтобы обрели в этом мире себя. Моя работа с детьми интересная и увлекательная. Вместе мы играем, говорим, рисуем, конструируем, смеемся, читаем стихи и отгадываем загадки - общаемся. Для того, чтобы доставить малышам удовольствие познания огромного мира, окружающих людей, самих себя. Вот, мое место в системе образования - развиваемся обоюдно. Я и они, питаем души!