Тарасова Светлана Ивановна
«Меры, помогающие снизить тревожность у дошкольников. Получение психологической помощи»
▼ Скачать
Добрый день уважаемые родители, коллеги, педагоги!
1 (слайд) Тема моего сегодняшнего выступления «Меры, помогающие снизить тревожность у дошкольников. Получение психологической помощи».
Все мы с вами взрослые люди и чувство тревоги, тревожности испытывали не один раз. И если мы можем объяснить своё состояние и найти ему объяснение, то ребенку это сделать достаточно сложно. Вернее, он не знает, как объяснить, то, что его тревожит.
Публикация «„Меры, помогающие снизить тревожность у дошкольников, Получение психологической помощи“» размещена в разделах
Вот в этом и стоит наша задача, вовремя увидеть, распознать и помочь ребенку в сложившейся ситуации.
2 (слайд)
Тревожность - это черта личности, которая характеризует её эмоциональную сферу. Уровень тревожности показывает индивидуальную чувствительность к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают дошкольники, при посещении детского сада.
3 (слайд)
Поступление в детский сад означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У дошкольника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется.
4 (слайд)
В детском саду происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми, становятся особенно заметными.
Как правило, после завершения адаптационного периода (от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей нормализуется.
5 (слайд) Так, детская тревожность дошкольников может проявляться в страхе опоздать в детский сад, в опасениях по поводу своих игрушек (страх потерять, сломать, домашние неприятности (переживания родителей, наказания); боязнь физического насилия, неблагоприятные отношения со сверстниками (дразнят, смеются) и т. д.
6 (слайд)
Проявления тревожности у детей :
суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами, раскачивание на стуле)
мышечное напряжение, скованность
быстрая утомляемость
напряженное молчание
трудности засыпания
беспокойство перед началом важных событий
боязнь любых даже самых незначительных перемен
неуверенность в себе
отказ от новой деятельности
7 (слайд)
Итак, каковы же методы, меры, приемы, помогающие снизить тревожность у дошкольников :
1) отсутствие сравнений ребенка с другими детьми, акцент делается на сравнении с самим собою.
2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ребенка. (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ребенка, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий)
3) целенаправленное создание «ситуаций успеха»
предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата. (предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата);
4)целесообразны репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (выступлений, концертов).
воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными.
5) построение занятий таким образом, чтоб мотивацией деятельности ребенка был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение.
(поскольку приятная деятельность не может быть ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения – тем ниже уровень тревожности). На занятиях - элементы игры, викторины, использование показа фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. В настоящее время, известно множество вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий).
6) большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница, тактильный контакт (если речь идет об ученике младших классов).
7) доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
8 (слайд)
Комфорт ребенка в детском саду позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания в школе и дома.
Уважаемые родители, контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Помните, чтобы преодолеть все страхи и тревоги, ребенок должен находиться в теплой, доверительной атмосфере семьи, чувствовать вашу любовь и защиту.