татьяна каменская
Игра-практикум для родителей «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Давайте познакомимся»
(Рассказать о себе - имя, место работы, немного о ребёнке)
Вопросы (обмен опытом, информацией по теме).
• Считаете ли вы необходимым учить ребёнка ориентироваться в пространстве? Для чего?
• Как вы понимаете выражение - «ориентировка на себе»? Как вы обучаете ребёнка ориентироваться на себе, на другом человеке, на предметах?
• Есть ли затруднения у вашего ребёнка в ориентировке по словесной инструкции (налево - направо, вперёд -назад, вверх - вниз и пр.? Как вы помогаете преодолеть их?
Публикация «Игра-практикум для родителей „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Испытывает ли ваш ребёнок трудности в ориентировке на ограниченной плоскости (поверхность стола, лист бумаги? Если да, то какие?
• Какие игры, упражнения, задания способствуют накоплению опыта ориентировки в пространстве?
Я неслучайно выбрала эту тему. Этот раздел математики жизненно необходим. Ориентировка в пространстве и на плоскости необходима для успешной работы в школе на уроках математики, чтения, письма, рисования, труда.
Пространственные отношения включают:
1. Ориентировка на себе (знание частей тела и лица, правая рука - левая).
2. Ориентировка на человеке, на других предметах (на предметах ребёнок выделяет различные стороны -переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, боковые; на другом человеке - вверху голова, внизу ноги, впереди лицо, сзади спина, одна рука - справа, другая - слева).
Игра с закрытыми глазами.
3. определение расположения предметов от «себя» (дом находится слева от меня).
4. определение «себя» относительно других предметов (Я нахожусь справа от дома).
5. определение расположения предметов относительно друг друга (Дом находится слева от гастронома).
6. ориентировка в двухмерном пространстве, то есть. на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, тетрадь в клетку, в линию: верхняя (нижняя) часть, левая, правая, середина).
7. Знакомство с планом, как с уменьшенной моделью, картой.
Выполнение задания на листах бумаги:
«В верхнем левом углу нарисуйте солнце, в середине ёлка, в верхнем правом углу облако, в нижнем правом углу снеговик».
Можно предложить на кухонном столе выкладывание предметов, игру «Что изменилось?», головоломки.
(Родителям предложить головоломку «Танграм»).
Теперь подробнее об ориентировке в клеточном пространстве.
Когда дети умеют выделять стороны, углы, середину на листе бумаги, будем знакомить с клеткой, учить «видеть» её и фиксировать на бумаге. Далее, следуя принципу «от простого к сложному», дети пишут сначала простые элементы: точки, вертикальные, горизонтальные и наклонные палочки, копирование предметов и заканчивая графическими узорами.
Задание на бумаге в клетку.
Выполняя эти задания дети не только учатся ориентироваться в клеточном пространстве, но и приобретают нужные графические умения, развивается зрительное, слуховое восприятия, внимание и память.
Справка от психологов.
Физиологическая сторона восприятия несколько различается у девочек и мальчиков.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки -и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом всё предоставленное пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.
Игры и упражнения, способствующие развитию пространственных отношений:
Помимо названных - конструкторы, мозаики (соотнесение деталей по схеме по цвету, форме, размеру, лабиринты, задания на нахождение сходства, различий, счётные палочки.
К празднику, на день рождения можно поиграть в игры :
• «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (заранее спрятав подарок, говорите где он находится таким образом: сделай два шага вперёд, один вправо. ,
• аттракционы,
• игры - забавы (с закрытыми глазами)
«Накорми соседа», «Нарисуй зайца», «Жмурки» и др.
В заключении я хотела бы услышать ваше мнение об услышанном, увиденном. Напишите свои впечатления, пожелания.
Спасибо за внимание!