Наталья Курская
Проект в старшей группе «Математика повсюду, математика везде»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад «Золушка»
Проект
«Математика повсюду, математика везде»
Руководитель проекта :
Курская Наталья Валерьевна
Творческая группа детей :
Мусейчук Алиса, Алексеев
Саша, Черемных Сережа.
Публикация «Проект в старшей группе „Математика повсюду, математика везде“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
п. Янгель, 2020 г.
Паспорт проекта
Тема: «Математика повсюду, математика везде»
Участники: дети старшей группы, родители и воспитатели.
Тип проекта : познавательно - творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Место проведения: МДОУ Детский сад «Золушка» п. Янгель, группа «Звездочки».
Направление: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проектная деятельность осуществлялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель: Создание условий для раскрытия значимости науки математики в жизни человека.
Задачи:
- развивать интерес детей к математике;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности, продолжать развивать творческую активность;
- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на иллюстрациях; узнавать и называть людей разных профессий;
- расширять кругозор детей через разные виды деятельности;
Актуальность проекта.
Родители и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры они вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Роль воспитателя в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Дети являются маленькими исследователями, им все интересно и все хочется знать. Дети нашей группы очень активные и любознательные. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В педагогической деятельности мы используем современные образовательные технологии, такие как: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, игровые педагогические технологии, технологии проблемного обучения, проектирования. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитие познавательной и творческой активности детей.
Скоро наши дети пойдут в школу, поэтому мы считаем, что актуально проводить математические проекты, поскольку математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в школе и в дальнейшем. В будущем каждый ребенок связывает свою жизнь с какой-либо профессией. Но уже с детства мы должны помочь ребенку обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющую радость ему самому и приносящую пользу людям.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса детей к изучению математике;
- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
- получение знаний детьми о счетных устройствах и умений пользоваться калькулятором;
- расширение знаний детей о профессиях;
- выступление детей с проектами детских работ «Математика в профессиях…» перед детьми старшей группы;
- квест - игра «Путешествие в страну Угадай-ка»
- открытое занятие «Путешествие в мир счетных устройств».
- оформление выставки поделок «Весёлая геометрия»;
- создание летбуков «Занимательная математика», «Увлекательная
математика»;
- презентация проекта на форуме «Мир вокруг нас»;
Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
1. Постановка проблемы
Совместно с детьми мы сформулировала проблему: «Для чего нужна математика». Учатся видеть проблему, формулировать разные вопросы по этой проблеме.
2. Определение цели Поставили перед собой цель с опорой на интересы и потребности детей. Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира).
3. Конкретный замысел Мы продумывали и представляли то, что будет происходить в ходе нашего проекта, какие методы и приемы мы будем использовать
( словесные: беседы с родителями дома и в группе, чтение художественной литературы.
Наглядные: рассматривание книжных иллюстраций, демонстративный и видеометод сочетается в показе презентации и посещения выставки, экскурсия в кабинет медика.
Практический: математические задания, упражнения). Участвуют в обсуждении: как организовать данный проект, выслушивают любые мнения.
4 Планирование Мы определили основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий.
В ходе обсуждения мы определили этапы достижения цели.
1 Этап: создание проблемной ситуации (просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», беседа после просмотра).
2 Этап: совместная организованная деятельность.
3 Этап (презентация проекта) : оформление проектов дети совместно с родителями «Математика в профессиях» и рассказ детей зачем человеку нужна математика, в том числе таким профессиям, как врач, продавец, бухгалтер. Перечисляют любые занятия, виды деятельности, предлагают разные игры, участвуют в определении плана проекта (что сначала, что потом, поиск новых источников информации.
Дети защищают свои проекты «Математика в профессиях»
5. Реализация проекта. Организую и мотивирую различные виды деятельности через интерпретацию.
Познавательно – речевое развитие.
1. Тематические занятия:
- Раздел «Познание» : «Математика в нашей жизни», «Современный мир компьютеров»
- Раздел ФЭМП: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
- Квест – игра «Путешествие в страну Угадай-ка»
- Раздел ФЭМП» «В гости к Лесовичку»
2. 2. Оформление выставки поделок
3. «Весёлая геометрия».
3. Чтение В. Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Веселый счет»; Владимир Бредихин «Доктор», «Строитель»; Сергей Михалков «Чудесные таблетки», Н. Самоний «Раз, два, три, четыре, пять – будем кошек мы считать»; Художественно-творческая деятельность.
• Раздел «Художественное творчество» : «Рисунки из геометрических фигур».
• Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Где нужна математика».
Игровая деятельность
Дидактические игры «Кто где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?», «Исправь ошибку», «Для человека какой профессии - это нужно?»,
«Подскажи словечко»
Настольно-печатные игры: «Профессии», «Пазлы», Домино: «Цифры», Лото «Магазин».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Кукла Катя заболела», «Поликлиника», «Аптека», «Магазин продуктов», «Дом, семья», «Построим дом».
Подвижные игры: «Смелый охотник», «Линеечка», «Найди свое место», «Найди и промолчи», «Части – тела», «Запретный номер», «Что умеем, мы не скажем, что умеем мы покажем».
Работа с родителями
Родителям предлагается:
- Помочь с создание проектов «Математика в профессиях…»
- Квест – игра «Путешествие в страну Угадай-ка» с участием родителей.
- Оформление выставки поделок «Весёлая геометрия».
- «Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
- Помочь детям разучить стихи.
- Консультация для родителей «Математика - это интересно» Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками друг друга.
6. Анализ результатов Мы выявляем положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми. В ходе проекта дети узнали много нового о счетных устройствах, с интересом участвовали во всех видах деятельности. Детям понравилось работать над общей темой. Проводят посильный анализ с помощью взрослого.
Приложение к проекту
«Математика повсюду, математика везде»
Центр
математики
Центр экспериментирования Литературный центр
«Пазлы», Домино: «Цифры», «Домашние животные»; «Палочки Кюизенера»; Лото «Магазин»
«Узелковый счет» (веревка с узелками, камушки одного размера, ракушки. Г. Харенко, К. Ткаченко «Мамины и папины профессии»;
Сергей Михалков «Шел трамвай десятый номер»;
Юлия Соколова «Сложение»;
К. Чуковский «Доктор Айболит»; Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»;
В. Степанов «Буквы и цифры».
Центр «Магазин» Центр «Строитель» Центр «Больница»
Калькуляторы, кассовый аппарат, деньги, весы. Строительная рулетка, уровень.
Набор инструментов «Таблетки» из соленного теста, мерный стаканчик, бутылочки с разноцветной микстурой
Реализация проекта
Перед началом проекта мы провели предварительную работу с детьми: просмотрели мультфильм «Козленок, который умел считать до 10», и провели беседу, обсуждая важные моменты из мультфильма. В конце беседы у нас возникли вопросы: «зачем нужно знать математику», «зачем математика нужна взрослым», «зачем маме и папе нужно считать на работе». Дети рассказали, где работают их родители, но не все смогли ответить, зачем нужна математика сварщику, врачу и бухгалтеру. Таким образом, пред нами возникла проблема: «Зачем нужна математика в профессиях». И мы стали рассуждать о том, как мы можем об этом узнать. Дети предложили несколько вариантов: спросить у родителей, пригласить родителей, чтобы они рассказали о том, что они делают на работе, узнать побольше о профессиях, сходить в гости к медсестре и бухгалтеру и на завод к сварщику, прочитать книги, энциклопедии, посмотреть иллюстрации. На выходные дети получили задание побеседовать с родителями на эту тему. Полученная информация и собственный опыт пригодилась детям на следующем занятии «Математика в нашей жизни». На данном занятии дети рассуждали, зачем математика нужна в жизни людей. В конце занятия дети отобразили в продуктивной деятельности полученные знания. Но также у нас возник вопрос: «чем пользовались люди в прошлом, чтобы что-то посчитать».
На следующем занятии «Путешествие в мир счетных устройств» дети познакомились с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком и посетили мини-музей «Мир счетных устройств».
Занятие по ФЭМП «Математика нужна, математика важна» было построено с учетом на профессии родителей наших детей (врач, бухгалтер, сварщик). На данном занятии дети путешествовали по станциям профессий и выполняли определенные задания от каждой профессии.
Для успешного восприятия детьми деятельности людей профессии бухгалтера и врача мы организовали экскурсии в кабинет медсестры и в кабинет бухгалтера, где могли непосредственно пообщаться и понаблюдать за процессом работы. Дети с любопытством слушали рассказы и задавали вопросы.
Полученные знания дети попытались отобразить в своем творчестве на занятии «Что напутал Незнайка». Дети помогли Незнайки разобраться в его картинах и исправить ошибки, нарисовав людей данных профессий и их атрибуты.
Для повышения интереса к теме проекта на занятиях были использованы информационно-коммуникативные технологии (презентации, проектор, ресурсы Интернет, фотоаппарат, компьютер, магнитофон, принтер). Их применение помогло разнообразить подачу образовательного материала, преподнести его в более доступной форме и улучшить эмоциональный фон в ходе деятельности.
В течение всего проекта для полного усвоения материала нами проводились различные дидактические, развивающие, настольно – печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, а также чтение различной литературы, заучивание считалок, рассматривание репродукции картин художников и иллюстрации, составление рассказов по иллюстрациям по данной теме, работа с раскрасками. Дома дети с родителями выучили стихи про бухгалтера, врача, сварщика. Для родителей также были разработаны рекомендации по изучению этой темы.
В различные центры активности нами были добавлены материалы для игры и экспериментирования. Дети в течение всей недели с удовольствием их использовали и изучали.
В конце проектной недели мы совместно с детьми оформили выставку «Весёлая геометрия» дети рассказали старшей группе, зачем человеку нужна математика, в том числе таким профессиям, как врач, бухгалтер. Дети с интересом провели беседу, подробно рассказали о каждой профессии и о том, зачем им нужна математика. Также они прочитали стихи о каждой профессии, выученные дома с родителями.
Дети обратили внимание на то, что математика очень важна в жизни человека и ее надо изучать уже в детском саду. Таким образом, наша проблема была разрешена, цели и задачи выполнены.