Каширина Наталья
«Мастерим из древесины» — методическая разработка из раздела программы «Сделай сам»
▼ Скачать +Заказ
Актуальным аспектом качества педагогической деятельности является создание педагогом учебно - методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (подбор теоретического материала, дидактические наглядные материалы, материалы диагностики и т. д., что позволит вывести образовательный процесс на высокий качественный уровень.
В данном пособии вашему вниманию представлен учебно-методический комплекс к разделу «Мастерим из древесины» к дополнительной общеразвивающей программе начального технического моделирования «Сделай сам».
Публикация «„Мастерим из древесины“ — методическая разработка из раздела программы „Сделай сам“» размещена в разделах
Данное пособие позволит педагогу быстро и качественно подготовиться к занятию по данному разделу программы.
Цели:
• развитие творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся;
• приобретение практических трудовых навыков обучающимися;
Задачи:
• развить интерес и творческую активность обучающихся.
• совершенствовать практические навыки работы с различным инструментом и приспособлениями ручного труда при изготовлении изделий из древесины;
• сделать доступным художественное выпиливание для обучающихся младшего школьного возраста;
• воспитывать усидчивость, сообразительность, трудолюбие.
Пояснительная записка:
«Мастерим из древесины» – один из разделов моей общеразвивающей программы «Сделай сам» по Начально-техническому моделированию. В учебном объединении занимаются обучающиеся 3- 5 классов.
Работаю по этой программе 5 лет. Выпиливание из древесины – одно из самых занимательных и увлекательных занятий в учебном объединении и рассчитан на 30 часов практических занятий. Дети осваивают и получают художественный вкус, точность, аккуратность, прививает трудовые навыки при работе с фанерой и помогает овладеть различными инструментами и материалами.
К сожалению, не часто можно встретить новую литературу по этому виду творчества. В основном встречаются материалы, являющиеся копиями книг и альбомов для выпиливания лобзиком, вышедших в печать еще в советское время и 90-е годы прошлого века.
Для того, чтобы максимально заинтересовать и увлечь детей выпиливанием, необходимо предоставить им доступные знания, умения и навыки в этой области, с которыми они могли бы справиться, испытать чувство успеха (а не поражения, почувствовать себя «маленькими мастерами» своего дела.
Для выполнения данных заданий из радела «древесина» обучающиеся освоят учебно - теоретическую часть программы : ( иллюстрационно-наглядный материал: слайды, таблицы, мультимедийное оснащение) с этапами закрепления нового материала знаний в игровой форме; и практическую часть работы: правила работы с материалом и инструментами.
В данном методическом пособии представлен – наглядный материал, фотографии готовых работ (приложение 1, чертежи, рисунки и технология изготовления. Разработки в пособии расположены по возрастающей: от простых к более сложным. Освоив основные практические навыки работы по изготовлению изделий методом художественного выпиливания на более простых изделиях, обучающиеся могут переходить к изготовлению более сложных и трудоемких работ.
Изделия можно изготовить по типовому технологическому процессу (приложение № 2).
Основные сведения о древесине
Лес - национальное богатство нашей страны. По размерам лесных площадей, по запасам древесины Россия занимает первое место в мире. Богаты наши леса не только по количественному показателю, но и по качеству древесины.
У нас произрастают сосна, ель, лиственница, кедр, пихта, берёза, осина, липа, ясень, дуб, бук, орех и многие другие растения.
Огромное количество древесины заготавливают в нашей стране для топлива, строительства, изготовления бумаги, ткани, мебели, фанеры.
При заготовке древесины сразу учитывается её промышленное назначение: качественная древесина сортируется как строевой лес, наименее качественная - дрова или сырьё для древесностружечных плит, делаются заготовки для шпал, фанеры.
В условиях образовательных учреждений, для практических работ применяется древесина сосны, ели, берёзы, липы, а также выполненные из неё рейки, фанера.
На ряду, с рейками, фанерой на занятиях в учебных объединениях используются ветки деревьев, кустарников, кору, древесностружечные плиты (ДСП, древесноволокнистые плиты (ДВП, шпон, пиломатериал (доски, бруски)
При обработке древесины применяется : нож, ножовка, буравчик, штихель. Наряду с преимуществами древесина обладает рядом отрицательных качеств: неоднородностью строения, гигроскопичностью, способностью при неблагоприятных условиях подвергаться гниению. Чтобы уменьшить склонность к загниванию и разрушению, древесину распиливают и сушат в специальных камерах, а на поверхность готовых изделий наносят лакокрасочные покрытия.
Древесина режется в трё х направлениях: вдоль волокон, поперёк волокон и под углом к направлению волокон. Древесина, применяемая для изготовления летающих моделей, которые должны иметь наибольшую прочность при минимальной массе. Летающие модели изготавливают из древесины обладающей способностью устойчиво сохранять форму и не коробиться, длительное время не подвергаться гниению. Чаще всего используют:
Осина - Мягкая, мелковолокнистая древесина, белого цвета, лучше тополя.
Берёза - плотная, крепкая древесина белого цвета. Хорошо обрабатывается на токарном станке и полируется.
Бальза - редкая порода, в сухом месте чрезвычайно мягкая и лёгкая.
Материалы из древесины.
Шпон - тонкий лист древесины. В зависимости от изготовления различают лущённый,колотый и пиленый шпоны. Лущённый шпон встречается наиболее часто. Качества лущёного и пиленого шпона примерно одинаковы.
Фанера - Представляет собой склеенные листы шпона (три и более) Для изготовления фанеры применяется шпон берёзы, бука, ольхи, сосны.
Пиломатериал- дерево распиливается на доски, бруски
ДВП- древесноволокнистые плиты.
ДСП- древесностружечные плиты.
Пороки и дефекты древесины.
Повреждения возникающие в растущем стволе дерева и при хранении древесины, называются пороками древесины. Повреждения полученные во время её механической обработки, называются дефектами древесины.
Косослой - неправильность строения древесины, характеризуется косым направлением волокон.
Трещины - являются очень существенным пороком, так как нарушает её целостность.
Коробление - молодые, внешние годичные кольца усыхают больше, чем внутренние, составляющие ядро дерева.
Сучки- это основание веток.
Смолистость - мелкие трещины, образованные во время роста, заполненные смолой дерева. Плохо поддаются отделке.