Юлия Иванова
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», с детьми подготовительной к школе группы на тему : «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
Используемые современные образовательные технологии: здоровье сберегающая, развивающие обучение, игровая.
Цель: Создать условия для проведения досуга и ознакомления детей с народным праздником Масленица.
Задачи по образовательным областям ФГОС ДО:
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
• Развивать духовно-нравственные качества: доброту, внимание, чуткость друг к другу и окружающим людям.
• Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
• Формировать навыки безопасного поведения детей в групповой комнате во время проведения досуга.
ОО «Познавательное развитие».
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
• Расширять знания о русских народных праздниках, традициях, связанных с приходом весны, через знакомство с обрядовым праздником Масленица.
• Развивать слуховое и зрительное восприятие и моторику.
ОО «Речевое развитие».
• Воспитывать любовь к народным праздникам через малые фольклерные жанры.
• Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
• Развивать речевую активность, свободное общение с детьми и взрослыми.
• Расширять активный словарь: зять, тещя, заловка, ткать, кухонная утварь.
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
• Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника.
• Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать эстетические чувства и эмоции.
• Привлекать к активному участию к подготовке проведению праздника.
ОО «Физическое развитие».
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
• Развивать двигательную активность детей в играх малой подвижности.
Предварительная работа: Подвижные игры «Карусели», «На одной ножке вдоль дорожки»; С. Р. игра «Масленицу встречай»; Дидактические игры «На что похоже?», «Найти то, о чем расскажу». Рассматривание и обсуждение картин: Кустодиев Б. М. «Масленица», Владислав Нагорнов «Ярмарка на масляной неделе». Чтение потешек, дразнилок, небылиц, пословиц; разучивание стихов о Масленице. Разгадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме, весне. Беседа «Правила безопасного поведения во время праздника».
Форма организации: групповая. Методы: Словесные, практические, наглядные.
Материалы и оборудование: Выставка репродукций, иллюстраций, выставка поделок, фотографий с изображением кукол-Масленицы и праздничных гуляний. Угощенье к блинам, блины, самовары, чай баранки.
Предварительная работа: Подвижные игры «Карусели», «На одной ножке вдоль дорожки»; С. Р. игра «Масленицу встречай»; Дидактические игры «На что похоже?», «Найти то, о чем расскажу». Рассматривание и обсуждение картин: Кустодиев Б. М. «Масленица», Владислав Нагорнов «Ярмарка на масляной неделе». Чтение потешек, дразнилок, небылиц, пословиц; разучивание стихов о Масленице. Разгадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме, весне. Беседа «Правила безопасного поведения во время праздника».
НОД: «История празднования Масленицы». Изготовление лоскутного коврика, солнышка из шерстяных ниток, зарисовки по картине Кустодиева Б. М. «Масленица». Слушание музыкальных произведений: Чайковский П. И. «Проводы Масленицы». Разучивание русской народной частушки «Блины». Организация в группе выставки «Масленица» (изготовление чучела Масленицы родителей совместно с детьми). Стендовая консультация : «Масляничная неделя».
Ход ННОД:
Вводная часть.
Звучит музыка» «Как на масляной неделе.
- Зима заканчивается, а к нам на встречу спешит весна.
- Как называется праздник проводов зимы и встречи весны? (Ответы детей)
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчев Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
- Издавна, провожая зиму и встречая весну люди праздновали веселый праздник –масленицу.
Посмотрите, посмотрите!
Да головушку-то поверните
Масленица на пути!
Просим в гости – заходи! (Вынос чучела Масленицы)
Масленица краснощекая
Встречайте громко хлопая!
С блинами, играми и пением,
Да с хорошим настроением!
- Как вы думаете почему праздник так называется? (Ответы детей)
- Правильно, потому что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом Куклу-масленицу сжигают на костре. (Показ картины «Масленица»).
Основная часть.
- Масленица – это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю- семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу – Масленицу. Вокруг Куклы Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санках.
Масленицу празднуют целую неделю. Я думаю, что все любят веселиться и играть.
Сейчас мы с вами отправится на веселое Масленичное гуляние.
Игра «Потопаем, Похлопаем!»
Выпал беленький снежок, соберемся все в кружок.
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть, будем ручки согревать.
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять, мы похлопаем опять.
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей, будем прыгать веселей.
Все попрыгаем, все попрыгаем.
- Молодцы, а теперь садимся за столы.
- Первый день масленицы назывался «Встреча». В семьях начинали печь блины, и первый по обычаю отдавался нищему. В этот день делалось чучело Масленицы из старых одежек и украшений.
Вторник назывался «Заигрыш» – день веселых игр. Начинались с катания с ледовых горок, кукольные представления во главе с Петрушкой; ряженые в масках разъезжались по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты.
Среду «Лакомкой» зовут, угощение все ждут. А у Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его «Блин». Чтоб поднять вам настроение, я устрою представление. (выполняется в парах).
Брынцы - брынцы, (ладушки) Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально) Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони) Будьте повкуснее! Трын - трынца, (ладушки) Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)
Четверг называется «Разгуляй». В этот день начиналась широкая Масленица. Празднование становилось шумным проводились кулачные бои, устраивались катания на санях. А одно из главных развлечений было взятие снежного городка.
Пятница называется «Вечера у тещи». Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще. Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Суббота называется «Золовкины вечерки». Все родственники с удовольствием ходили друг к другу в гости. Готовился народ к праздникам, молодые девушки готовили приданое: вышитые полотенца, ткали красивые коврики.
Воскресенье – "Прощенный день". В этот день люди шли в Храм, просили друг у друга прощение, затем возвращались к забавам.
Загадки:
1) Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий. (Блин)
2) Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем. (Масленица)
3) На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы, у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли. (Чучело масленицы)
- Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже. А сейчас, крепче за руки беритесь и в два круга становитесь испечем большой мы блин. Раз, два, три, начинаем печь блины!
Хороводная игра «Блинок»
Дети становятся в 2 круга, берутся за руки и повторяют слова: Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр) Разливайся блинок (расходятся) Разливайся большой. Оставайся такой Да, не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки) Ой, подгорел! (2 раза)
- А как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.
- А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу! Пусть уходят наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать
Ты прощай, прощай, прощай, наша Масленица!
(Дети провожают Масленицу).
Чтение стихотворений детьми
***
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою!
***
Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
***
Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем, есть их вместе.
- Подходит к концу праздник – Масленица!
- Предлагаю выпить чаю! А если к чаю будет что-то вкусненькое – дружно хором говорим «Ням-ням-ням!» Попробуем? «Ням-ням-ням!» А если что-то к чаю ну совсем не подходит – говорим «фу-фу-фу», пробуем? «Фу-фу-фу»!
Игра «Чай» (игра на внимание)
Булочки хрустящие («Ням-ням-ням», Тапки завалящие («Фу-фу-фу», Пирожки слоеные («Ням-ням-ням», Валенки вареные («Фу-фу-фу», Шарики сырные («Ням-ням-ням», Салфетки жирные («Фу-фу-фу», Пряники вкуснящие («Ням-ням-ням», Яблоки хрустящие («Ням-ням-ням», Селедочка пряная («Ням-ням-ням», Грибочки поганые («Фу-фу-фу», Шишки еловые («Фу-фу-фу», Табуретки новые («Фу-фу-фу», Рваные карманы («Фу-фу-фу», Баночка сметаны («Ням-ням-ням»).
- Ой какие молодцы! Как весело и задорно кричали!
- А теперь настал черёд положить блины нам в рот.
- Для вас готово угощенье, всем на удивленье! Только чтоб блинок вы съесть смогли, должны загадку отгадать.
Загадки:
1) Она приходит с ласкою И со своею сказкой Волшебной палочкой взмахнет В лесу подснежник расцветет. (Весна)
2) Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам, Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)
3) Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет – Когда это бывает? (Зимой)
4) Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
5) Бел, да не сахар Нет ног, а идет. (Снег)
6) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз)
7) Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить её должны. (Мука)
8) Из водицы белой всё, что хочешь делай:
Сметану, простоквашу, масло в кашу вашу.
Каждый день его ты пей. И для Кота не пожалей.
Что это? Загадку отгадать легко. Конечно это … (Молоко)
9) Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам.
Сделано из молочка. Без него не спечь блинка. (Масло)
10) Хоть кристаллик, но не лёд. Сладкий-сладкий, но не мёд.
Белый - белый, но не снег. Бывает крепким, как орех.
Если в рот к тебе попал, Там растаял и пропал. (Сахар)
11) Хоть на сахар и похожа, вряд ли много съесть ты сможешь.
Есть в слезах твоих она. На столе стоит всегда. (Соль)
12) За скорлупой – белок, а за белком - желтка глазок. (Яйцо)
13) Дорогих гостей встречаем, Сладким чаем угощаем. На столе пускает пар Старый медный… (самовар)
14) Среди праздничных затей Есть забава для детей. В стороне, дружок не стой! Начинаем снежный (бой)
15) Я люблю блины любые! Мёдом, маслом политые, Но с особым наслажденьем Ем с малиновым (вареньем)
-Молодцы, все загадки отгадали! Угощайтесь, дети дорогие! Приятного аппетита!
- Давайте же, друзья,
Есть блины до икоты,
Пить чай до перхоты,
Песни петь до надсады,
Танцевать до упаду!
Веселье, радость детворе –
Масленица на дворе!
Проходит дегустация блинов под русскую народную музыку.
Список литературы.
1. Бундарина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством Санкт-Петербург, 1998 /
2. Энциклопедия зимних праздников / сост. : Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева ; худож. В. В. Журавлёв – Санкт – Петербург : РЕСПЕКС, 1995, — 464 с.
3. Адарич Е. Е. 500 загадок в стихах для детей. – М. ; ТЦ Сфера, 2019. – 96 с. (500).