Твердохлебова Елена
Маршруты выходного дня как форма работы с дошкольниками в формировании любви к родному городу
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь родителей, лучше узнать историю родного города и познакомить с ней детей, а также привлечь их к совместной активной деятельности в вопросах физкультурно-оздоровительной работы, мы предложили «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Так же это одна из эффективных форм организации, как досуга воспитанников, так и их образования. Через прогулку доступно изучение истории, культуры и географии родного города. Такое мероприятие принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора.
Интерес к истории и искусству у детей не возникает само собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно. Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов максимум пользы. Для этого требуется специальная подготовка и направляющее внимание со стороны родителей.
Дети должны не только получать знания о своем городе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями.
Разработка «маршрутов выходного дня» – один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Целью разработки «маршрутов выходного дня» является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному городу, укрепление здоровья детей, через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.
Цель может быть реализована через решение следующих задач:
Обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье.
Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью совместных мероприятий.
Обобщать и систематизировать знания о родном городе.
Расширять детский кругозор.
Формировать представления о достопримечательностях города.
Знакомить детей с географическим расположением города.
Воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.
«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще трудно представляют себе город. Знакомство с ним следует начинать с экскурсий по близлежащим улицам. В старшем дошкольном возрасте объем знаний о родном городе увеличивается. Знакомим детей с историей города и его достопримечательностями, знаменитыми людьми.
Разработка «Маршрута выходного дня» предполагает:
1. Проведение родительского собрания. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ для ознакомления детей с родным городом. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность.
2. Сбор сведений о месте посещения (Подбор иллюстраций о городе, книг, вырезок из газет, журналов, видеофильмов о городе.) Результат: Оформление альбомов, фотоальбомов.
3. Разработку маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
4. Прогулку по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации, стенгазеты.
5. Презентацию. (просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.)
6. Вернисаж рисунков «Мой выходной день».
Предлагаем родителям маршрут выходного дня и ресурсные карты к маршрутам, распечатываем памятки, предлагаем ознакомиться с ними.
«Маршрута выходного дня»
Уважаемые родители!
Предложенные Маршруты и ресурсные карты помогут вам организовать
совместную с ребенком прогулку, которая способствует развитию у детей дошкольного возраста интереса к родному городу, к окружающей природе, а также способствует формированию ценностей здорового образа жизни.
Маршрут выходного дня содержит карту маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. К маршруту прилагается ресурсная карта, из которой вы можете узнать: какие можно провести наблюдения с ребенком, какие познавательно-поисковые вопросы можете ему задать, какие загадать загадки, прочитать стихи, провести комплекс дыхательной гимнастики, обсудить традиции, приметы и поговорки, какие коллекции можно собрать и многое другое.
Техника реализации:
1. Накануне сообщить о походе и изучить маршрут вместе с ребенком.
2. Предложить ребенку собрать рюкзак (фотоаппарат, блокнот, карандаш, лупу, питьевую воду и др.)
По возвращению из похода распечатать фото, зарисовать то, что понравилось и запомнилось.
РЕСУРСНАЯ КАРТА МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ „СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОНТАН “КОТ ЛЕОПОЛЬД И МЫШИ“
ЦЕЛЬ: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать выносливость;
2. Формировать навыки пространственного ориентирования;
3. Расширять знания о фонтанах города
4. Воспитывать чувство красоты и желание бережного отношения к достопримечательностям родного города.
ОТКРЫТИЯ РЕБЕНКА:
1. Принцип работы фонтана.
2. Вечерняя подсветка.
РЕСУРСЫ:
Фотоаппарат, блокнот, карандаш, пластиковая бутылка, крышка для бутылки со множеством отверстий; продукты для перекуса, питьевая вода, полотенце.
ТЕХНИКА РЕАЛИЗАЦИИ:
1. Накануне познакомить ребенка с картой маршрута.
2. Предложить собрать необходимые вещи.
3. По возвращении заполнить альбом наблюдений, сделать зарисовки; предложить ребенку изобрести свой собственный фонтан и нарисовать его.
МАРШРУТ:
1. Дом.
2. Парк культуры и отдыха (обращаем внимание на красоту парка, чистоту, атракционы, зоны активного отдыха, при желании катаемся на атракционе, фотографируемся)
3. Парк Победы (объясняем, почему этот парк так назвали, стоим у вечного огня, рассматриваем памятник, объясняем, что за фамилии написаны на стенах, фото)
4. Библиотека (объясняем, что это дом, где живут книги, а люди ходят туда, чтобы их прочитать)
5. Фонтан „Кот Леополд и мыши“ (рассказываем об устройстве фонтана на примере бутылки с водой и „дырявой крышки“, предлагаем ребенку надовить на нее выясняем. Объясняем происхождение слова „“Фонтан- в переводе с латинского- источник, родник, для чего нужны фонтаны, отмечаем высоту струй; наблюдаем вечернюю подсветку, фотографируем)
7. Дом (рассматриваем фото, обобщаем и систематизируем знания о фонтанах).
Карта маршрута «Фонтан «Кот Леопольд и мыши»»
РЕСУРСНАЯ КАРТА МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ “Прогулка по интересным местам нашего квартала».
ЦЕЛЬ: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать выносливость;
2. Формировать навыки пространственного ориентирования;
3. Расширять знания о ближайших культурных, социально значимых и спортивных объектах своего квартала
4. Воспитывать желание больше узнавать о своем городе, воспитывать чувство патриотизма, сопереживания солдатам, погибшим на войне, прививать простейшие навыки здорового образа жизни.
ОТКРЫТИЯ РЕБЕНКА:
1. Много интересных зданий и других объектов рядом с домом
2. Узнали, что такое церковь
3. Памятник солдату, можно приносить цветы, он сооружен в благодарность за их подвиг
4. Есть спортивный стадион, на котором можно интересно и с пользой для здоровья провести время
РЕСУРСЫ:
Фотоаппарат, блокнот, карандаш продукты для перекуса, питьевая вода, полотенце.
ТЕХНИКА РЕАЛИЗАЦИИ:
1. Накануне познакомить ребенка с картой маршрута.
2. Предложить собрать необходимые вещи.
3. По возвращении заполнить альбом наблюдений, сделать зарисовки.
МАРШРУТ:
1. Дом.
2. Школа № 3 (рассмотреть здание школы, объяснить ребенку, что когда он подрастет, пойдет учится в эту школу, сфотографироваться)
3. Саввинская церковь (объяснить детям назначение этого здания, рассказать, что в этот дом приходят люди, которые верят в Бога, по желанию сделать фото)
4. Памятник неизвестному солдату, погибшему в ВОВ (рассказать ребенку, что была очень страшная война, на этой войне погибло очень много солдат, но они не просто погибли, а защитили наш город и нашу страну от врага, в благодарность за это здесь поставили памятник погибшему солдату, люди приносят цветы, фотографируемся)
5. Парк (обратить внимание детей на многообразие растений, произрастающих в парке, на свежий воздух на красоту природы, отдыхаем. фотографируемся)
6. Спортивный стадион (рассказать ребенку, что это поле для спортивных игр, часто здесь учатся играть в футбол, если идет тренировка понаблюдать с детьми за игроками, потом самим поиграть в футбол или предложить детям поиграть в городке для игр)
7. Дом (рассматриваем фото, обобщаем и систематизируем знания о увиденном).
Карта маршрута «Прогулка по интересным местам нашего квартала»
Заключение
Разработка «Маршрутов выходного дня» – один из эффективных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Общение в непринуждённой эмоциональной, насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами.
На основе предложенного алгоритма разработки «Маршрутов выходного дня» педагоги смогут создать свои маршруты и применять их в работе с родителями.