Елена Смородина
Открытое занятие «Путешествие по реке времени, история появления ракеты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Путешествие по реке времени, история появления ракеты»
Возрастная группа : старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Технология: Познавательно – исследовательская деятельность
Форма: путешествие по «реке времени».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Публикация «Открытое занятие „Путешествие по реке времени, история появления ракеты“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Ракеты и космические корабли
- Старшая группа
- Темочки
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект:
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• «Детская энциклопедия» ЗАО «Росмэн - Пресс» 2006 г.
• Интернет источники
Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человека.
Программное содержание:
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками.
Развивающие задачи: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация). Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.
Обучающие задачи: Познакомить детей с историей появления ракеты
Средства:
Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал
мультимедийные: компьютерная презентация «История появления ракеты»
Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Раздаточный материал: конверты с заданиями, эмблемы, материал для экспериментов (воздушный шар)
Оборудование: сюжетные, предметные картинки летательных аппаратов, макеты «ракет», мяч.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хорошая погода, в такую погоду я люблю путешествовать! Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А куда можно путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы когда-нибудь путешествовали по реке времени?
Ответы детей.
Воспитатель: А отправимся в путешествие по реке времени (показ реки времени) карту. На ней изображена «река времени» ведь вода, как и время, течет в одном направлении. И она начинается в далеком прошлом. Мы отправимся с вами в путешествие и будем на этой карте отмечать все достижения человечества чтобы узнать побольше о ракетах : были ли они много лет назад и каким они стали сейчас. А на чем вы думаете можно отправиться в путешествие по реке времени?
Ответы детей: самолет, корабль, машина времени.
Воспитатель: А для того, чтобы нам отправиться на ковре - самолете в прошлое, нам нужно произнести слова и сделать следующее: «Раз, два, три – покружись, в прошлом веке окажись». (звучит таинственная музыка).
1 остановка: древний мир
Воспитатель: Люди видели, что Солнце поднимается из-за горизонта, достигает высшего положения и затем опускается, скрываясь за горизонтом в противоположной части неба. После захода Солнца небо постепенно темнеет и на нём появляются звёзды. В сочетании звёзд воображению древнего человека представлялись очертания фантастических существ.
Дидактическая игра "Подбери созвездие". Дети соотносят художественный образ со схемой созвездия
Воспитатель: Ребята, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, звезды. Давайте внимательно рассмотрим их. (воспитатель предлагает детям присесть на стулья и обсудить увиденное).
Воспитатель: готовы продолжить полет? Занимаем места на нашем ковре и вместе произносим слова «Раз, два, три – покружись, в среднем веке окажись». (звучит таинственная музыка).
2 остановка: средние века
Воспитатель: Коперник доказал, что видимые с Земли движения звёздного неба, Солнца, Луны и планет можно объяснить лишь тем, что сама Земля — такая же планета, как и другие, — одновременно движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси.
Игра "Солнечна система". Дети кидают мяч друг другу и читают стихотворение:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун
Он восьмой идет по счету.
Воспитатель: Ну, что продолжаем? Занимаем места на нашем ковре - самолёте и вместе произносим слова «Раз, два, три – покружись, в наше время очутись». (звучит таинственная музыка).
3 остановка: наше время
Воспитатель: Первый космический полет человека состоялся 12 апреля 1961 года, когда в космос поднялся корабль «Восток» с Юрием Гагариным.
Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова поднялась в космос на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года.
Воспитатель:А вы бы хотели полететь в космос на нашей ракете? Давайте все встанем в круг, и я проверю, на сколько, вы быстрые и ловкие. Повторяйте вместе со мной. Имейте в виду, что как только закончатся слова, вы должны будите занять места в этих ракетах.
(Подвижная игра «Ракета»)
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим, места нет!
Это была тренировка. А сейчас мы с вами совершим полет в космос. Ребята занимайте свои места возле ракет. Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1 пуск! Полетели(
Воспитатель:Первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым на корабле Восход-2, стартовавшего 18 марта 1965 год.
Игра «Построй ракету» Дети строят из мягких модулей – ракету.
Этой осенью актриса Юлия Пересильд, режиссер Клим Шипенко и командир корабля — опытный космонавт и герой России — Антон Шкаплеров отправились с Байконура на МКС, чтобы снять фильм «Вызов»
Игра – опыт с воздушными шарами «Как летит ракета»
Воспитатель: готовы продолжить полет? Занимаем места на нашем ковре и вместе произносим слова «Раз, два, три – покружись, в будущем окажись». (звучит таинственная музыка).
4 остановка: будущее время
Воспитатель:Над нами летают сотни спутников, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» и вот-вот начнётся эра межпланетных полётов и люди начнут заселять другие планеты.
Музыкальная пауза релаксация
Воспитатель: Занимаем места на нашем ковре- самолете и вместе произносим слова «Раз, два, три – покружись, в будущем окажись». (звучит таинственная музыка).
Воспитатель:Ребята вы знаете, что на протяжении всей истории летательные аппараты все время совершенствовались…. Я предлагаю вам тоже внести свой вклад и создать модели новых космических кораблей. Чтобы в будущем отправиться в космические дали. Пройдите в межгалактический конструкторский центр, чтобы своими руками сделать летательные аппараты будущего. Занимайте свои места за столами.
У каждой лаборатории в конверте свое задание. Откройте их и приступите к работе. Удачи!
- У вас получились интересные летательные аппараты. Которые я предлагаю, отправить в космическое путешествие. Расположив их на «Реке времени». Где же мы их разместим? Конечно в будущем. Конечно же мы не знаем, какими они будут в ближайшем будущем. Но ведь все начинается с мечты. Сегодня мы с вами мечтаем, а завтра будем воплощать мечту в жизнь. И может быть будет жизнь на других планетах.
5 остановка «Река времени»
Дети подходят к реке времени.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша река времени и мы видим на ней три остановки. Одна это прошлое время, а другая – время нынешнее и третья это будущее.
Нам нужно поместить картинки с изображением предметов прошлого на соответствующей остановке, и предметы нынешнего и будущего времени на их остановке. Ой, ребята, картинки перепутались, давайте разделим их на три группы и поклеим на соответствующие им остановки
Дети делят и клеят.
Вывешиваем на мольберт, рассматриваем и обсуждаем, правильно ли мы выполнили. Идет обсуждение выбора детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так много предметов мы с вами поместили на остановке нашего времени?
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Река времени вернет нас обратно. Давайте скажем: «Раз, два, три – покружись, в нашем веке окажись» (звучит таинственная музыка).
Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей- путешествовали по реке времени) Ребята кому вы расскажете о нашем путешествии?
Воспитатель: Молодцы! В путешествии мы были, ничего не позабыли!
Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять»
(Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, четыре, пять – станем рядышком по кругу, скажем на прощание друг другу:
До свидания, до новых встреч!»
«Использование педагогической технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста».
Актуальность:
Работа с дошкольниками по познавательному развитию с применением технологии «Путешествие по реке времени», автором которой является Надежда Александровна Короткова, направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Такая игровая форма «Путешествие по реке времени» одна из наиболее интересных и доступных в работе с коллективом детей. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.
Данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Эта технология побуждает воспитанников к поисковой деятельности, которая продолжается не только в рамках детского сада, но и дома совместно с родителями.
Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- сформировать умение освоить основополагающие культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения;
- развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений;
- расширять кругозор детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления.
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
- предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредствам вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы;
- обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения;
- стремиться к систематизации конкретных материалов, вещей;
- проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним.
Использую методы:
Словесный метод: рассказ, беседа, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Наглядный метод: рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, показ презентации. Составление и оформление макетов.
Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетентности.
Принципы:
- доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста;
- наглядности, предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
- эмоционального восприятия информации, позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление детей о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Наблюдают, сопоставляют, анализируют.
Применение технологии в практике, на мой взгляд, приносит ощутимые результаты в познавательном развитии дошкольников.
Реализация:
Дидактическое пособие «река времени» - это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «Прошлый век» - «Средний век» - «Наше время».
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации – «метки», каждой остановки во времени.
«Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Технологию «Путешествие по реке времени» довольно сложно уместить в одно занятие, так как это предполагает достаточно весомую часть знаний, поэтому целесообразнее проводить цикл занятий.
Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, так как способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.