Елена Босых
Оформление территории дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Областной конкурс
«Лучший школьный двор»
с. Тоцкое 2021 г.
Детский сад - особое учреждение, практически, это второй дом для детей и сотрудников, а свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания многих. С любви к маленькому ростку, к своему двору начинается большая любовь к Родине. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания.
Публикация «Оформление территории дошкольного учреждения» размещена в разделах
Ведь каждый ребёнок дошкольного учреждения имеет право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию.
Чтобы пребывание на территории дошкольного учреждения всегда радовало ребёнка, вызывало положительные эмоции, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло физически, необходимо соответствующее оборудование и оформление участка. Предметно-развивающая среду должна включать в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей, развивать у них любознательность, творчество, коммуникативные способности, вовлекая в процесс познания и усвоения навыков и умений. Поэтому мы должны предоставить детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Работа началась с изучения методической литературы, а так же нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Нами были найдены удачные решения, позволяющие использовать ограниченное пространство территории ДОУ.
Уделялось внимание эстетическому оформлению участков, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников, так как ребенок находится в детском саду весь день то окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Перед коллективом учреждения встала задача : с нуля, по крупицам создавать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Сложность состояла в том, чтобы благоустроить территорию детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребёнком. Необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ, радовала глаз не только детей, но и взрослых, прохожих. Всё это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно – развивающей среды на территории детского сада. Воспитателями было проведено детальное обследование территории своих возрастных участков, разработан план работы. На педагогическом часе обсуждалось, какой материал следует закупить, что именно будем делать, продумывали, как можно закрепить поделки, чтобы сберечь их от «непрошенных» гостей. Предлагали родителям приносить из дома старые вещи для поделок. Постепенно родители сами вникли в данный процесс. К созданию благоустройства территории были привлечены 35% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.
В ходе реализации работы заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагоги стремились сделать свои участки не только красивыми по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учётом сезонных изменений в природе. В ходе реализации работы воспитатели выступали в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеров. В предметно – пространственную среду участков каждой группы были включены искусственные и природные объекты. В тёплый период года дети наблюдают и ухаживают за растениями, проводят элементарные опыты с песком, водой и другими природными и неприродными веществами. На этапе реализации природно-эстетического аспекта проекта, мы предложили детям, родителям и воспитателям принять участие в акции по озеленению территории детского сада «Цветущая клумба».
Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Педагоги стремились вовлечь своих воспитанников в мир природы, фантазии, чтобы пребывание на территории детского сада всегда радовало ребёнка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, творчеству, оздоровляло физически.
Каждый ребёнок данной группы выбирал занятие по интересам в любом центре участка, что обеспечивалось разнообразием предметного
содержания, доступностью и удобством размещения материалов, поделок.
Создание единого пространства детей, педагогов, родителей способствовало формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Благоустройство решало задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Зеленые насаждения служили не только красивым декором, но и обучающими пособиями для развития у детей интереса к природе.
Это разбивка цветников, посадке цветов, пополнение участков декоративными насаждениями, участие в субботниках по уборке территории дошкольного учреждения.
Добрые дела не остаются забытыми. На информационных стендах мы выносим благодарности родителям от имени детей, воспитателей и администрации.
По мнению педагогов, родителей, детей, детский сад преобразился, стал настоящим цветущим садом, волшебной страной чудес. Значит, наша работа не пропала даром.
Преимущество созданной благоприятной территории в том, что появилась возможность приобщать всех дошкольников к активной самостоятельной деятельности, даже тех детей, которые не посещают детский сад. Результаты работы данного проекта оказали как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов способствовало формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Отмечалось, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.
Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течении дня дети мастерят поделки, создают игровые композиции и др.
Положительная оценка родителей нашей работы по оформлению территории ДОУ вселила у нас веру, стремление к реализации новых идей, планов.
Педагогический коллектив не собирается останавливаться на
достигнутом. Поиск инновационных подходов благоустройства территории ДОУ продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному, предстоит ещё много сделать. В перспективах на будущее - создание на территории летней лаборатории, летнего театра. Старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности и учредителя. Надеемся, что проект позволит наметить пути совершенствования методов и приемов в системе формирования познавательных, художественных, социальных, коммуникативных и трудовых навыков у дошкольников, а также перспективы развития ДОУ.