Оксана Тимофеева
Литературно-мемориальный музей имени И. А. Бунина как инструмент патриотического и гражданского воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Тимофеева Оксана Юрьевна, воспитатель,
I квалификационная категория
место выполнения работы: МБДОУ детский сад №30 г. Ельца «Ромашка». Постановка проблемы:Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Темочки:
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Игры, дидактические пособия
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
А что делать, если нет возможности в выходной день пойти в музей? Как часто наши дети бывают в них? Опрос показал: одни дети считают, что музей - это место для сбора разных вещей и предметов, другие – что музей нужен, для того, чтобы туда приходить и смотреть. Но есть дети, которые ни разу не были в музее. Причины самые разные.
Во-первых, многие семьи живут в удаленных районах от центра (где размещено большинство музеев).
Во-вторых, многие родители считают, что их детям еще рано посещать такие учреждения.
В-третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Но именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка. Все что ребенок видит, слышит остается в его памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность.
Нравственное и гражданское воспитание в современном ДОУ базируется на новых научных подходах. Одно из определений понятия «воспитания» - это передача ценностей культуры от поколения к поколению, поэтому именно музеи и должны сегодня стать системообразующим в организации воспитательной работы ДОУ.
Литературно – мемориальный музей имени И. А. Бунина – это место, где дошкольник знакомится с миром прошлых эпох. Ребенок оптимизирует проявление в душе: любовь к родной природе, к родному краю, семье, к истории и культуре родного края.
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств дошкольника.
Задачи:
-познакомить дошкольников с творчеством И. А. Бунина;
- сформировать представление о Родине, через произведения И. А. Бунина;
- привить чувства патриотизма к родному краю по средствам литературно – мемориального музея И. А. Бунина;
- закрепить гражданско – патриотические чувства путем создания книги «И. А. Бунин – наш земляк»;
- воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Методы и формы работы:проведение ОД; виртуальная экскурсия; просмотр фильма, презентаций; литературный вечер; создание книги.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Повышение гражданско – патриотических чувств у дошкольников.
2. Знакомство с творчеством И. А. Бунина.
3. Развитие патриотизма к родному краю по средствам литературно – мемориального музея имени И. А. Бунина.
4. Создание книги «И. А. Бунин – наш земляк».
5. Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю.
Родители:
Имеют повышенный интерес к патриотическому воспитанию детей;
Обогащены знаниям о методах, формах и принципах работы с детьми по данному направлению.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
- определение цели и задач проекта.
-подбор материала, литературы.
- Составление плана проекта, распределение обязанностей между участниками проекта.
- Мониторинг патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- планирование мероприятий по реализации проекта.
- Создание условий для реализации проекта.
-Анкетирование родителей: «Патриотическое воспитание ребенка в семье»
- Привлечение родителей для помощи в проведении данного проекта, вовлечение их в процесс решения поставленных задач.
- Подготовка материала для работы с родителями.
2 – этап основной
1 неделя
ОД: «Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Бунина
Цель:
- познакомить детей с творчеством и жизнью Ивана Бунина; обогатить знания дошкольников значением его литературной деятельности.
Задачи:
- побуждать детей к изучению окружающего мира,
- продолжать развивать эстетическое восприятие
- стимулировать проявление познавательного интереса к истории своего края;
- способствовать формированию гражданско – патриотических чувств дошкольника
Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия в «Литературно – мемориальный музей имени И. А. Бунина» Цель: познакомить дошкольников с музеем имени И. А. Бунина.
Задачи:
- формировать интерес дошкольников к историческому прошлому родного края
- развивать познавательные и патриотические качества;
- воспитывать любовь и уважение к знаменитому земляку И. А. Бунину.
2 неделя Просмотр фильма «И. А. Бунин. Жизнь и скитания». Расширять знание детей о жизни И. А. Бунина.
Работа с родителями: литературный вечер, посвященный И. А. Бунину «Поэзия
И. А. Бунина».
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством И. А. Бунина.
Задачи:
-Развивать речь, память, фантазию и воображение детей. Доставить детям радость от знакомства с творчеством поэта. Прививать любовь к творчеству поэта. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Итог: создание книги «И. А. Бунин – наш земляк»
3 этап – заключительный
- Повторный мониторинг гражданско – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Повторное анкетирование родителей.
- Подведение итогов проекта.
- Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Оценка результата:
- познакомила дошкольников с творчеством И. А. Бунина;
- сформировала представление о Родине, через произведения И. А. Бунина;
- привила чувство патриотизма к родному краю по средствам литературно – мемориального музея И. А. Бунина;
- закрепила гражданско – патриотические чувства путем создания книги «И. А. Бунин – наш земляк»;
- привила любовь и уважение к родному краю.
Список литературы
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.
Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева //
Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе //
Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
5. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова// Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
6. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детскомсаду. – 2009. – № 3.
7. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене //Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
8. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. –2001. - № 4. – (проект)
нтернет ресурсы:
1. https://www.youtube.com/watch?v=qZdYUitxdkY
2. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text