ольга колупаева
Литературная гостиная «Знакомство с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (сценарий культурной практики)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи.
Образовательные:
закреплять представления детей о жанрах художественной литературы, знакомить с жанровыми особенностями басни, подводить к пониманию идеи басни, раскрыть значение пословиц о труде.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру, умение выражать свое отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.
Развивающие:
Публикация «Литературная гостиная „Знакомство с басней И, Крылова „Стрекоза и муравей“ (сценарий культурной практики)» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Литературные сценарии
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
развивать внимание, терпение, умение слушать, навык усидчивости, самоконтроля.
Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басне «Стрекоза и муравей», книги с произведениями данного автора, картонные заготовки масок стрекозы и муравья, карточки с напечатанными пословицами о труде.
Словарная работа: басня, баснописец, труженик, беззаботный, безделье, лень.
Предварительная работа: беседа о трудолюбии и лени, разучивание пословиц о труде, рассматривание коллекции насекомых, беседа о насекомых.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю Вас в литературную гостиную. Мы с вами читали много литературных произведений, узнали, что существуют разные жанры художественных произведений. Предлагаю вспомнить, какие литературные жанры вы знаете.
Дети зачитывают наизусть отрывки произведений разных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ) и предлагают своим товарищам определить, к какому литературному жанру относится произведение.
Воспитатель: Теперь я предлагаю послушать меня (читает пословицу - труд человека кормит, а лень портит). Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это короткое высказывание?
Дети: пословица.
Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей) Как можно назвать человека, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик).
Воспитатель: Знаете ли вы пословицы о труде?
Я предлагаю вам проверить, насколько вы знаете пословицы.
Дети делятся на две команды, каждая команда получает по три карточки, на которых напечатаны части пословиц. У первой команды – карточки с началом пословиц, у второй – карточки с их окончанием. Задача команд – прочитать свою часть пословицы и вместе назвать всю пословицу:
• Делу время - потехе час.
• Без труда - не выловишь и рыбки из пруда.
• Сделал дело - гуляй смело.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, чему учат эти пословицы?
(ответы детей).
Воспитатель: Продолжаем разговор о жанрах художественных произведений. В литературе, кроме перечисленных вами, существует такой жанр, как «басня». Басня – это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать очень давно. В баснях часто говорится о животных, а подразумеваются люди и их поступки. Сегодня мы познакомимся с басней великого русского баснописца И. А. Крылова (воспитатель показывает портрет).
Воспитатель: Иван Андреевич Крылов - русский писатель, баснописец, родился в Москве в XVIII веке в семье армейского офицера. Крылов рано остался без отца, поэтому рано познал материальные лишения. Уже в 14 лет он начал писать комедии, которые имели большой успех у читателей. Позже выходит его первая книга басен, об одной из которых мы сегодня и будем говорить (воспитатель демонстрирует книгу).
Воспитатель: Басню, которую мы будем читать, называется «Стрекоза и муравей». Слушайте внимательно и попробуйте догадаться, что автор высмеивает в этой басне.
Воспитатель читает произведение, по ходу чтения комментирует необычные выражения:
«Помертвело чисто поле» (все опустело, ничего не растет);
«Зима катит в глаза» (наступает, приближается);
«Злой тоской удручена» (опечалилась, расстроилась).
Воспитатель: Те ребята, которые внимательно слушали басню, без труда смогут ответить на мои вопросы:
О ком говорится в басне?
О чем стрекоза просила муравья? Что ответил муравей стрекозе?
Похвалил он стрекозу или осудил? (ответы детей)
Воспитатель: В басне рассказывается о стрекозе и муравье, а подразумеваются люди. Каким представлен муравей в басне? А какая в басне стрекоза? (муравей - трудолюбивый, труженик, заботится о себе, стрекоза - беззаботная, веселая, ленивая).
Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, что басня – поучительная история, чему же учит басня
«Стрекоза и муравей»? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, каждому человеку нужно трудиться, заботиться о себе, не быть ленивым.
Воспитатель: Дети, с каким жанром художественной литературы вы сегодня познакомились? Что такое басня? Кто написал басню «Стрекоза и муравей»? Чему учит эта басня? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо читали и составляли пословицы, правильно отвечали на вопросы. Сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую. Посмотрите: на столах разложены картинки. Кто на них изображен? (ответы детей – муравей, стрекоза). Как вы думаете, для чего нам они могут пригодиться? (воспитатель подводит детей к ответу - из картинок можно сделать маски, которые можно изготовить в творческой мастерской совместно с детьми.