Галина Драевич
Кризис трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок переживает три возрастных кризиса, меняющих его день ото дня.
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
- младенческий - с рождения до одного года;
- раннее детство - от года до трёх;
- дошкольное детство - от трёх лет до семи.
Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Публикация «Кризис трех лет» размещена в разделах
Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.
Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает.
Рассмотрим кризис трех лет.
Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого кризиса - ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».
Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам» - это новообразование «внешнее Я сам». Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений.
Л. С. Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет :
1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять!».
2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т. д. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.
7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.
За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.
Формируется самооценка ребенка.
В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:
- позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр., которым он будет распоряжаться сам;
- уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;
- подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т. д. ;
- притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т. д. ;
- самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;
- на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т. е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;
- иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро, можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.
Невротические реакции как последствия кризиса трех лет.
При тяжелом течении кризиса трех лет, когда малыш всеми правдами и неправдами отстаивает свою самостоятельность, последствия такого отстаивания самостоятельности для него могут быть самыми разными.
У ребенка могут возникнуть различные невротические реакции- от ночного недержания мочи (энурез) до заикания, не говоря уже о беспокойном сне и ночных страхах.
При тяжелом течении кризиса дети часто попадают в разряд трудновоспитуемых. Если вовремя не принять соответствующие меры, то и сам ребенок, и его родители потом могут страдать от негативных последствий этого кризиса всю жизнь.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, его своеобразные ступеньки, этапы смены ведущей деятельности ребенка.
В три года ведущей деятельностью ребенка становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им. Нередко подражая так, что переигрывает.