Галина Пантюхова
Досуг «Крещенские забавы» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать
Досуг «Крещенские забавы»
в рамках совместной проектной деятельности по физическому развитию
и нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе №4 по теме «Русские народные игры».
(«Народные праздники, традиции и обычаи русского народа»).
Публикация «Досуг „Крещенские забавы“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Крещение Господне. Праздник 19 января
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2023
Подготовили и провели: воспитатели Пантюхова Галина Николаевна, Булкина Оксана Викторовна, учитель-логопед Логинова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре Кукушкина Марина Александровна, музыкальный руководитель Халитова Ольга Александровна.
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №23 г. о. Жуковский Московской области
Цель:
Приобщать детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством русских народных игр.
Задачи:
1. Закреплять умение детей играть в русские народные игры.
2. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
3. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
4. Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.
5. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.
2. Создать условия, способствующие формированию у детей здорового образа жизни.
Медиа-объекты: русские народные игры, русские народные мелодии
«Сени», «Ярмарка», «Валенки»; музыкальная игра «Снег руками нагребаем»
(сл. М. Крепина, муз. Ю. Труханова, песня - игра «Самовар» (сл. Ю. Энтина,
муз. Д. Тухманова).
Оборудование: магнитофон, USB-носитель, 2 колпака красного и синего цвета, снежок, валенки, 2 «лошадки», 2 ориентира, метла, платок и передник для Бабы Яги, самовар, баранки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», украинской народной сказки «Колосок». Отбор и разучивание русских народных игр; беседы о народных играх и знакомство с их историей; подбор и изготовление атрибутов к играм; разучивание с детьми стихов, считалок; подготовка музыкального сопровождения, нестандартного оборудования.
Интеграция всех образовательных областей.
Ход досуга.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал. Их встречают взрослые в русских сарафанах и костюмах скоморохов.
Взрослый: - Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня будут игры, хороводы, смех. Радости хватит для всех.
Взрослый: - На Руси издавна отмечали в это время три праздника: Новый год, Рождество и Крещение. Русский народ любил праздники и соблюдал традиции.
В эти дни красиво одевались, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры.
Взрослый: - Ни одна зима на Руси не обходилась без лепки снежной бабы.
Попробуем и мы с вами, слепить снеговика. Приглашаю всех в круг встать.
1. Музыкальная игра «Снег руками нагребаем».
(Выполняют движения по тексту с ускорением темпа движений)
- Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим руки, лепим ноги,
Чтобы бегал по дороге.
Лепим глазки, лепим бровки,
И огромную морковку.
Взрослый: - Ох, ребята, тише, тише что-то странное я слышу - вдоль по улицам
метелица метёт, белый снег-то все поземкою несёт.
Взрослый: - Ох, на улице мороз подмораживает нос. А чтобы не замерзнуть поиграем в игру «Два Мороза».
2. Игра «Два мороза».
На противоположных сторонах зала линиями отмечаются два «дома» на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается двое водящих - два Мороза: Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос.
Они становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией «дома».
Оба Мороза обращаются к детям со словами:
- Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
- Я - Мороз - красный нос.
Другой: - Я - Мороз - синий нос.
И вместе: - Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все дети: - Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба Мороза прикасаясь, «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем Морозы опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. Морозы ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из не пойманных игроков. В заключение отмечается, какой Мороз сумел больше «заморозить» детей.
Правила. Выбегать можно только после слов «И не страшен нам мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места, пока их не разморозят.
Взрослый: - Русский народ придумывал игры и забавы для того, чтобы их дети весело и полезно проводили свое свободное время, стали быстрыми, ловкими и сильными. И сейчас поиграем в русскую народную игру «Воевода со снежком».
Вставайте скорее в круг.
3. «Воевода со снежком».
Игроки встают в круг, в руках одного из них «снежок».
Дети говорят слова:
- Давай, дружок, лепи снежок,
Еще разок лепи снежок. (Дети имитируют лепку снежка).
По рукам снежок катаем, воеводу выбираем.
(Играющие передают снежок по кругу)
По команде «Стоп»: в чьих руках остался «снежок», делает 2 шага назад и на вытянутой руке держит «снежок» на слова:
- Воевода, воевода! Выходи из хоровода!
Раз, два, три, не воронь! Беги как огонь!
После этих слов игроки, стоящие справа и слева от игрока со «снежком» бегут в разные стороны позади круга, стараясь взять первым «снежок».
Взрослый: - Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Предлагаю вам поиграть с «башмачками», посоревноваться, свою удаль показать.
4. Эстафета «Бег в валенке». Дети делятся на две команды.
У каждой команды по одному валенку. Надев валенок на одну ногу, дети по очереди бегут до ориентира и обратно. Игра считается законченной, когда все дети пробегут в валенке.
Взрослый: - В святочную неделю взрослые и дети рядились, ходили по домам колядовали, веселились. Вот и я нарядилась Бабой Ягой и хочу с вами поиграть.
5. Игра «Бабка Ежка».
Дети встают в круг, Баба Яга в середине. Дети дразнятся:
- Бабка Ежка - костяная ножка!
С печки упала, ножку сломала.
К нам прилетела, поиграть захотела!
Баба Яга «сердится» и метелкой старается прикоснуться к ногам детей. Дети подпрыгивают на месте, чтобы Баба Яга их не задела. Когда Баба Яга проводит метелкой над головами детей, дети присаживаются.
Взрослый: - Ни один праздник на Руси не обходился без катания на лошадях.
И дети обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает.
И наша следующая игра так и называется «Лошадки».
6. Игра «Лошадки».
Дети делятся на две команды. Первым игрокам даются «лошадки». Нужно проскакать на «лошадке» к ориентиру, вернуться обратно и передать «лошадку» следующему игроку. Игра считается законченной тогда, когда все игроки проскачут на «лошадке».
Взрослый: - А зимы - то были лютыми. Мороз не велик, да стоять не велит!
Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Снег, лед, кутерьма».
7. Игра «Снег, лед, кутерьма».
Игроки идут по кругу со словами:
- Снег, лед, кутерьма. Здравствуй зимушка - зима!
Музыка останавливается и ведущий говорит:
- В пары все вставайте коленками (лбами, ладошками, ушами, плечами) примерзайте. Игроки находят себе пару и «примерзают» заданными частями тела.
Заключение.
Взрослый: - Играя в русские народные игры, дети учились общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.
Взрослый: - Дружно мы с вами играли,
И нисколько не скучали,
Нагуляли аппетит.
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.
Выносится самовар и на подносе вязанка с баранками.
8. Песня – игра «Самовар». (Сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова).
Взрослый: - А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!
Взрослый: - Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте песни, читайте сказки, играйте в народные игры.
Все: - А мы с вами прощаемся – наш праздник завершается!