Фанура Маннапова
«Край, в котором ты живёшь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Край, в котором ты живёшь»
Цель:
Актуализировать значение ознакомления дошкольников с родным краем.
Проблема.
Недостаточная учебно-методическая обеспеченность для реализации регионального компонента, отсутствие специальной подготовки у педагогов.
Категория участников:
воспитатели ДОУ.
Мастер класс проводит:
Маннапова Ф. Р., воспитатель МАДОУ Детский сад «Дельфин»
Ход:
Темочки:
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в мастер – классе, тема которого «Край, в котором ты живёшь».
В современных условиях, одним из центральных
направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
- Что, значит, быть патриотом? Какими качествами должен обладать патриот (Каждый называет по одному выражению ведущий записывает на доске).
Исходя из этого данная работа включает комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к традициям и промыслам;
- Расширение представлений о городе и крае;
- Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков (Слайд 1)
Как вы отметили, реализация патриотического воспитания невозможна без расширения представлений о родном крае.
-А что это дает детям?
(Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение, воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).
Не зная - не научишь!
- Как вы считаете, с чего необходимо начать работу педагогу по изучению родного края?
Изучение методической и познавательной литературы по данному вопросу; Систематизация форм, методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе; Определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ. (Слайд 2)
-А сейчас я предлагаю разделиться по подгруппам и записать на ватмане примеры из собственной практики, что могут усвоить дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по данному вопросу.
( Младший возраст: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад,растения на территории детского сада. Средний возраст: нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей, начинать знакомить с растениями и животными края. Старший возраст: старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы, народные промыслы края, богатства края, труд людей и т. д.).
Таким образом, вы имеете в виду, что работа должна строиться на принципах. На каких, по вашему мнению.
-“Позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-Рациональное сочетание разных видов деятельности;
-Деятельностный подход;
-Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. (Слайд 3)
-Уважаемые коллеги, какие проблемы возникают у вас в процессе ознакомления детей с родным краем? Назовите их.
-Как вы выходите из этих проблем. Расскажите, пожалуйста.
(Иллюстрации, альбомы, библиотека, «Красная книга», коллекции, гербарии, дидактические игры, картотека загадок, слайды, фильмы, циклы наблюдений и занятий).
Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить современные, наиболее эффективные, развивающие методы воздействия на ребенка.
-Какие, по вашему мнению, это методы?
(Экскурсии, занятия, опыты, игры, беседы, викторины, КВН, экологические сказки, акции, развлечения, праздники, труд).
Одним из таких методов является метод проектной деятельности.
Метод проектов – комплекс организованных действий, направленных на решение значимой проблемы на основе интереса, совместного участия в деятельности, завершающихся получением реального социально значимого практического результата. (Слайд 4)
- А вы используете этот метод?
- Приведите примеры работы над проектом.
Практическая часть.
Цель: составление проекта по ознакомлению с природным объектом
- Давайте попробуем разработать проект ознакомления с объектом природы для детей разных возрастных групп (средняя «Олень – хозяин тундры!», старшая «Красная книга ХМАО. Стерх – символ надежды», подготовительная ««Белые ночи»»). На слайде вы видите этапы работы над проектом, которые помогут вам разработать проект.
Этапы:
1. Выделение проблемы, цели
2. Планирование деятельности:
- сроки
- участники
-мероприятия
- результат
3. Практическая реализация проекта
4. Подведение итогов (результат, продукт) (Слайд 5)
Разделитесь на 3 подгруппы. У вас 7-9 минут на работу.
Презентация продуктов деятельности.
-Уважаемые коллеги, вы активно поработали в группах, составили проект по ознакомлению с природными объектами.
-Какие трудности вы испытывали при работе?
-Что дает работа над проектом ребенку?
1. Умение самостоятельно поставить цель, выбрать средства, планировать и выполнить действия, получить результат
2. Умение работать в команде (партнерство, группа, коллектив)
3. Умение использовать различные источники информации
4. Коммуникативность
5. Познавательная активность
6. Социальная адаптивность и др. (Слайд 6)
Сейчас мы с вами подведём итог нашей работы, предлагаю каждому из вас ответить на следующие вопросы:
-Что я взял для себя? И что я буду использовать в своей работе?
Закончить нашу встречу разрешите прекрасными словами:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (Слайд 7)
Приложение 1.
Слайд 1
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,, городу, краю, стране;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к традициям и промыслам;
- Расширение представлений о городе и крае;
- Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков…
Слайд 2
Изучение методической и познавательной литературы по данному вопросу; Систематизация форм, методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе; Определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ
Слайд 3
-“Позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-Рациональное сочетание разных видов деятельности;
-Деятельностный подход;
-Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Слайд 4
Метод проектов – комплекс организованных действий, направленных на решение значимой проблемы на основе интереса, совместного участия в деятельности, завершающихся получением реального социально значимого практического результата.
Слайд 5
Этапы:
1. Выделение проблемы, цели
2. Планирование деятельности:
- сроки
- участники
-мероприятия
- результат
3. Практическая реализация проекта
4. Подведение итогов (результат, продукт)
Слайд 6
• Умение самостоятельно поставить цель, выбрать средства, планировать и выполнить действия, получить результат
• Умение работать в команде (партнерство, группа, коллектив)
• Умение использовать различные источники информации
• Коммуникативность
• Познавательная активность
• Социальная адаптивность и др.
Слайд 7
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».