Оксана Витт
«Край мой родниковый» — развлечение для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
развлечение для детей старшей и подготовительной групп
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60»
«Край мой родниковый»
Развлечение для детей старшей и подготовительной групп
Разработано:
Витт О. А.
музыкальным руководителем
1 квалификационной категории
Пермский край
г. Березники, 2015 г.
Публикация «„Край мой родниковый“ — развлечение для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родник. Все о родниках для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2015
Цель: Приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству в рамках детского сада с последующим использованием полученных знаний в игровой деятельности детей.
Задачи: 1. Познакомить детей с народом Удмуртии, их национальными костюмами и обычаями.
2. Содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре.
3. Развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях.
4. Воспитывать толерантное отношение к удмуртскому народу.
Предварительная работа:
С педагогами:
- сбор информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, стихов, песен;
-изготовление костюмов;
- подготовка и оформление зала для мероприятия;
С родителями:
- предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;
С детьми:
- чтение удмуртских сказок, пословиц, разгадывание загадок;
- прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;
- беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.
Оборудование: мультимедио, муляж компьютера, берестяной короб, каравай, диск, угощение.
Оформление: удмуртская изба, на столе предметы удмуртского быта.
Действующие лица: Ведущий, Лопшо-Педунь, Гостья - удмуртка.
Муз. репертуар: Песни: 1. Песня «Ялыке»
2. Песня «О дружбе»
Оркестр «Колокольчики»
Танцы: 1. Танец с цветами
2. «Удмуртская пляска»
Игра «Жмурки»
Ход:
Дети заходят под удмуртскую мелодию, выполняют Танец с цветами (с италмасом, затем встают полукругом у центральной стены.
Ведущая: Сегодня собралось много гостей, ведь наши дети отправляются в путешествие. А куда, вы ответите сами, прослушав стихотворение.
От приволжских степей до Уральских гор
Лёг Удмуртский край – золотой простор.
Как богат ты, мой край!
Сколько зверя в лесах,
Сколько птиц в небесах,
Сколько рыбы весенней порой!
Догадались, куда мы с вами отправляемся?
Дети: В Удмуртию.
Вед. : Удмуртия – это край родников и говорливых речек. Её земля очень красива и богата разными чудесами. Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас. Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь!
Выходит Лопшо-Педунь
Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли. Я тоже хочу в путешествие.
Ведущая: А ты кто такой? Наверно, Старичок-Лесовичок?
Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать всё новое, а ещё конечно люблю веселиться.
Показывает свою гармошку и играет
Ведущая: А что у тебя на ногах?
Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.
Ну что, возьмете меня с собой?
Дети: Да!
Лопшо-Педунь: Но сначала загадки мои отгадайте.
1. Крыльев нет, а летает.
Ног нет, а бежит. (Туча)
2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды)
3. В жару появляется, в холод умирает,
Сам маленький, рот есть, укусит - плакать заставит (Комар)
4. Не рубашка, но сшита.
Языка нет, а говорит. (Книга)
Лопшо - Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица «И маленькое дело, лучше всякого безделья!»
Отправляемся в дорогу. Я вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который живет в Удмуртии.
Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики
Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали?
На экране появляется картина леса, родники
Дети: В лес.
Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. Ребята, слышите шум родника?
Звучит фонограмма шума родника
Лопшо-Педунь: А чтоб он ещё веселей звенел, мы ему подыграем на музыкальных инструментах.
Оркестр «Колокольчики»
Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут? Как же нам путешествовать?
Из пестеря достает компьютер
Лопшо-Педунь: Мой друг! Вот что нам поможет - весёлый компьютер, он у меня с чудесами.
Муляж компьютера ставит на стол
На компьютере появляется изображение. Пословицы и поговорки о труде.
Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него, как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.
Дети поочередно рассказывают:
1. Кто без работы, тот без хлеба.
2. Работа человека насквозь видит.
3. Проголодаешься, так и работать научишься.
4. Без стараний и пригорки не насыплешь.
5. Ленивый ещё спит, а работящий уже отдыхает.
6. На одном месте лишь пень стоит.
7. Любишь мед, терпи и жало пчел.
8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.
Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать. Давайте и мы с вами споём песню на удмуртском языке.
Песня «Ялыке»
В это время на компьютере появляется изображение «Вируса» с надписью:
Я вирус злобный и коварный,
Заразил все ваши файлы,
Не узнать вам, детвора
Ничего и никогда.
Вед. : Что же делать?
Лопшо-Педунь: Предлагаю заглянуть в виртуальную энциклопедию и посмотреть, может что-то ещё осталось.
На экране появляется изображение: «Колесо истории»
Лопшо-Педунь: Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины.
На экране появляется карта Удмуртии
Лопшо-Педунь: 1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
2. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).
3. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности; красный цвет – цвет солнца и символ жизни; белый цвет – символ космоса и нравственных устоев).
На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. Оберегает человека от несчастий).
4. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).
Лопшо-Педунь: Ну, что же? Мы победили вирус и компьютер снова заработал.
Появляется изображение удмуртов, русских,татар,таджиков
Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для людей разных национальностей.
Вед. : Даже у нас в Березниках живут удмурты, русские, татары, марийцы, таджики и все они любят плясать свои национальные пляски. Наши дети однажды попробовали себя в одной такой пляске и вот что получилось. Посмотрим.
«Удмуртская пляска»
На экране появляется изображение удмуртки
Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка с коромыслом, ведрами
Гостья: Зёч буресь! Гажано эшьёс. Здравствуйте!
Гостья-удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала знакомую удмуртскую музыку и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у вас тут.
Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями (а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом). Пусть жизнь ваша течёт, как по маслу.
С поклоном отдаёт каравай
Лопшо-Педунь: Расскажите нам об удмуртском народе.
Гостья-удмуртка: Мы живем в Удмуртской республике. Столица республики – город Ижевск. Удмуртия – это красивый край, где много рек, лесов, лугов. В Удмуртии живут удмурты и люди других национальностей. Рабочие нашей республики создают легковые машины. И многое другое. Жители сёл и деревень выращивают урожаи картофеля, льна, хлеба, овощей и фруктов; занимаются разведением животных. Удмурты говорят на удмуртском языке, у них есть свои национальные песни, танцы, игры.
Вед. : Наши дети знают удмуртские стихи. Послушай дорогая гостья.
Дети: «Шунды сярысь»
Вазь чукна шунды потиз,
Со монэ сайкатиз,
Йырме, бамме маялтиз,
Со монэ шунтиз.
Коркаме но со шунтэ,
Югыт но сое карэ,
Шумпотытэ со монэ,
Султы ни мыным шуэ.
Султэм бэрам педло поти,
Шунды мынам борсям ветлиз,
Гордь, гордъ бамме кариз,
Собере со пуксиз.
Шундыез яратоно,
Шундылы тау кароно,
Инмар сое аслэм сётиз,
Дуннеын улыны косиз.
Лопшо-Педунь: Какие любимые кушанья готовят удмурты?
Гостья-удмуртка: Самые распространённые кушанья (каша, пельмени (пельмень, овсяной кисель, ржаной хлеб, ну, и, конечно перепечи, шаньги).
Показ на экране удмуртской кухни
Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей гостьи.
Гостья: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб). (МОЖЕТ ВЗЯТЬ АППЛИКАЦИЮ "УКРАСЬ КОСТЮМ", "УКРАСЬ УДМУРТСКИЙ СУНДУК")
Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.
Игра «Жмурки»
Гостья-удмуртка: Сказочное место есть в стране у нас,
Побываете тут и сразу очарует вас.
Здесь усыпаны цветами нежные луга,
И зовется это место – Удмуртия моя!
Вед. : Вот видите в Удмуртиии, и даже в нашей группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские, татары и таджики. Все мы живем дружно и не ссоримся. Давайте все вместе споем песню для всех наших гостей в зале.
Песня «О дружбе»
Лопшо-Педунь: Ну, а нам пора (до свидания, зеч-луэ, спасибо тау).
Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики
Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу и я приглашаю на последнюю страничку, которая называется «Содержание». Содержанием заканчивается любая книга, а наш компьютер записал диск про наше путешествие, и я предлагаю этот диск отнести в музей детского сада, чтобы и другие ребята смогли взять его и много узнать о Республике Удмуртии.
Лопшо-Педунь обращает внимание на свои лапти
Лопшо-Педунь: Лапти меня несут в группу детского сада :
Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,
Очень я доволен вам
Вот вам шаньги, перепечи от меня.
Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие. Много нового и интересного мы сегодня узнали. Приглашаем тебя к чаю.
Чаепитие
Игра «ВОДЯНОЙ»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.
Лопшо Педунь: Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется «Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!
Игра «Не урони ПОЛЕНО»
ОПИСАНИЕ. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала.
Кисьтаськысь песок вылын,
Мон кема кылльылысько,
Чупчыям пыласькысько,
Сэрэ гуртам кошкысько.