Папки-передвижки

Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников

Светлана Базарова
Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование невозможно без поиска новых эффективных технологий развития дошкольников.

В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что воспитанники все чаще имеют нарушения в звукопроизношении, скудный словарный запас. Сложности вызывает даже описание в нескольких словах своих впечатлений и ощущений. В связи с этим, в нашем районе и в том числе на базе нашего детского сада реализуется региональный проект «Создание коворкинг-лаборатории в дошкольных образовательных учреждениях для развития связной монологической речи детей дошкольного возраста».

Темочки:

«Коворкинг – лаборатория» нашего детского сада оснащена следующими зонами активности:

Три базовые коворкинг-зоны в здании детского сада:

- зона «Поляна Фантазий»,

- логическая зона «Фантазийная мнемотехника»,

- зона «Сенсорные коробочки».

«Умные прогулки» на территории детского сада.

В нашем ДОУ работа по развитию речевого творчества начинается с кинезиологических упражнений с кинезио мешочками, способствующих развитию головного мозга и межполушарного взаимодействия через движение.

Так как по исследованиям физиологов левая рука связанна с правым полушарием головного мозга – гуманитарным, образным, творческим, а правая рука с левым полушарием - математическим, знаковым, речевым. Для того чтобы развить межполушарное взаимодействие и заставить усиленно работать правое полушарие, нам необходимо активизировать движения левой руки, и обоих рук поочередно, одновременно.

Современные кинезиологические упражнения помогают добиться развития межполушарного взаимодействия и улучшить работу полушарий мозга в целом.

Работа в базовых зонах в здании ДОУ проводится во второй половине дня.

Зона «Поляна фантазий». В ней фокусируется деятельность детей на фантазировании по сказочным мотивам в нескольких вариациях. Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой режимный момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".

Зона оборудована коврографом с приобретенным к нему фетровым театром сказок, а также самостоятельно изготовленными к нему сказками, цифрами, алфавитом, столом с атрибутами для художественного творчества. Здесь дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, творить, воплощать все свои творческие идеи, создавать свои собственные сказки и книги. Зона может использоваться для творческих мастерских.

Логическая зона «Фантазийная мнемотехника». Используется в режиме дня в любое свободное время, а также на занятиях по речевому развитию. Работу начинали с мнемоквадратов, затем мнемодорожки, мнемотаблицы. Дети имеют возможность выбирать нужные карточки - символы, располагать их в мнемотаблице, которая поможет самостоятельно составить рассказ.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Благодаря работе с этим пособием дети поймут и запомнят структуру рассказа (начало, середина и конец). Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить детям. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Зона «Сенсорные коробочки» включает элементы фантазийного рассказа с применением предметов из коробочек. В рамках работы в данной зоне, ребенку предлагается достать из коробочки различные предметы и составить с ними рассказ.

Используя это пособие, решается множество задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведётся работа по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Коробочки периодически меняют свое наполнение.

Оборудование Коворкинг-зон не является статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично, любой материал можно переносить из одного центра в другой для создания задуманной работы.

Следующим шагом для развития связной монологической речи был разработан проект внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс ДОУ.

Почему именно прогулка? Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом. Прогулки в детском саду проводится независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене трех часов в день, соответственно появляется хорошая возможность для работы по развитию речи ребёнка.

Мы создали рабочую группу педагогов для разработки методического материала игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие связной речи у старших дошкольников. В результате чего, был разработан методический материал игровых минуток, которые проводятся во время ежедневных прогулок на территории детского сада, составлен регламент и тематический план проведения прогулок. Разработанные задания включены в календарно-тематическое планирование воспитателей.

«Умным прогулкам» отводится 10 – 15 минут от общего времени нахождения детей на прогулке. Воспитатель предлагает детям игровое задание в соответствии с темой и технологической картой, дает необходимую инструкцию по выполнению задания. Выносной материал и оборудование для организации игры должно быть подготовлено заранее. Все задания оформлены в виде картотеки игр, легко вписываются в календарное планирование и не нарушают структуру самой прогулки. Педагог сам решает в какой части прогулки провести игровую минутку. Выбирает форму организации и деятельности, может варьировать логику деятельности в зависимости от обстоятельств. Например, если для прогулки не подходящие условия.

Для систематизации материала и удобства работы с детьми были созданы картотеки словесных упражнений на развитие творческой речи, воображения и фантазии которые проводятся во время «Умных прогулок».

Они включают такие задания, Например: упражнение «Мы доскажем сами». Детям предлагается закончить предложение: Митя построил из кубиков гараж, чтобы, Ребята вышли на улицу, чтобы, К воротам подбежала собака, потому что);

Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? - О чем думает мебель).

Вышеперечисленные игры помогают :

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной и эмоциональной.

Разрабатывая «Умные прогулки» мы ориентировались на темы месяца и тематические недели комплексно-тематического планирования, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Методический материал «Умная прогулка» используется не только в образовательной деятельности, но и воспитательной работе. Основная идея нашей разработки проходит через все виды детской деятельности.

За основу игровых минуток мы взяли следующую классификацию прогулок по цели проведения:

Сейчас я приведу небольшие примеры, используя данную классификацию.

Прогулка–задание. (Пример "Следы осени" – перед детьми ставится проблемная ситуация «Где Осень могла оставить свои следы?», дается задание отыскать следы осени в парке или на участке детского сада. Дети находят пожелтевшие листья, сухие растения, плоды деревьев и т. д.)

Прогулка–задача. Направлена на решение практической задачи. («Волшебный дом» - предложить детям подумать для кого мы можем построить дом из природного материала, который имеется в доступе на участке детского сада. Дети предлагают варианты ответов – для насекомых, птиц которые остаются зимовать и т. п. и фантазируют различные варианты «жилищ».

Прогулка–поиск. Получение задания отыскать чего-либо, кого-либо. Игра «Сыщики» - на участке обнаружены неизвестные следы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы. Ответить на вопросы: кому принадлежат следы, кто бы мог быть у нас на участке? Дети предлагают варианты ответов – животные из леса, птицы пролетавшие мимо детского сада… или даже жители с другой планеты. В результате, дети находят на участке того, кому принадлежат эти следы).

Прогулка–фантазия. Сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет. (Например «Как сохранить кусочек зимы летом?» - Воспитатель говорит детям, что нам всегда хочется того, чего нет, или того, что случится не скоро. Так, летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. А можно ли сохранить кусочек лета зимой? Дети придумывают свои предположения, фантазируют как можно это сделать. Варианты ответов - через льдинки смотреть на солнышко, они будут сверкать разными цветами; на снегу разложить цветные льдинки – и будет ярко и красочно, как летом на участке).

Во всех темах прослеживается принцип сезонности.

Ребенку интересно мыслить, а не запоминать. Проблемные вопросы: Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на речевое развитие детей. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно дать ребенку подумать. Тогда, не зависимо от того, как был найден ответ (самостоятельно или с помощью взрослого, ребенок воспринимает себя первооткрывателем.

В конце прогулки подводится итог, должна быть рефлексия – какую новую информацию узнали на прогулке? что интересного увидели? Обязательно нужно уточнять реплики, высказывания детей, хвалить за наблюдательность, за хорошие словесные определения.

Далее полученный опыт детей нужно закрепить. Для этого в группе предложить детям нетрадиционные техники рисования, чтобы сохранить желание ребенка сочинять и фантазировать, а также отмечать явления природы в заранее заготовленных календарях.

Работа по развитию связной монологической речи дошкольников станет намного эффективнее, если в этом будут заинтересованы родители. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. Для успешной реализации мы разработали план работы с родителями, в который включены такие мероприятия, как родительские собрания, дни открытых дверей, родительские встречи, совместные с детьми творческие или театрализованные игры, раздача буклетов или памяток с мнемотаблицами, родители активные участники изготовления пособий. Также проводится большая работа родителей в домашних условиях – книга своими руками.

Тренинг на развитие детско-родительских отношений «Мы рядом», Литературный вечер «Пусть мама услышит…», Мастер – класс «Рисование пухлыми красками».

Практика нашей работы показала, что систематическое использование игровых заданий на развитие связной речи дошкольников приводит к хорошим результатам: ребята начинают нестандартно мыслить и действовать. Дети стали пользоваться различными интонациями при пересказе, легче общаться со взрослыми и сверстниками.

В результате реализации проекта у детей совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения. Такая лаборатория играет важную роль в поддержке познавательного интереса дошкольников, их инициативы и самостоятельности. Способствует сплочению детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Публикации по теме:

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения Развитие монологической и диалогической речи дошкольников с использованием интерактивных методов обучения. Подготовила воспитатель первой.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников
Опубликовано: 11 июня 2024 в 07:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Базарова (УИ 72629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД