Светлана Базарова
Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников
Современное дошкольное образование невозможно без поиска новых эффективных технологий развития дошкольников.
В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что воспитанники все чаще имеют нарушения в звукопроизношении, скудный словарный запас. Сложности вызывает даже описание в нескольких словах своих впечатлений и ощущений. В связи с этим, в нашем районе и в том числе на базе нашего детского сада реализуется региональный проект «Создание коворкинг-лаборатории в дошкольных образовательных учреждениях для развития связной монологической речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Коворкинг-лаборатория в ДОО для развития связной монологической речи дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Коворкинг – лаборатория» нашего детского сада оснащена следующими зонами активности:
Три базовые коворкинг-зоны в здании детского сада:
- зона «Поляна Фантазий»,
- логическая зона «Фантазийная мнемотехника»,
- зона «Сенсорные коробочки».
«Умные прогулки» на территории детского сада.
В нашем ДОУ работа по развитию речевого творчества начинается с кинезиологических упражнений с кинезио мешочками, способствующих развитию головного мозга и межполушарного взаимодействия через движение.
Так как по исследованиям физиологов левая рука связанна с правым полушарием головного мозга – гуманитарным, образным, творческим, а правая рука с левым полушарием - математическим, знаковым, речевым. Для того чтобы развить межполушарное взаимодействие и заставить усиленно работать правое полушарие, нам необходимо активизировать движения левой руки, и обоих рук поочередно, одновременно.
Современные кинезиологические упражнения помогают добиться развития межполушарного взаимодействия и улучшить работу полушарий мозга в целом.
Работа в базовых зонах в здании ДОУ проводится во второй половине дня.
Зона «Поляна фантазий». В ней фокусируется деятельность детей на фантазировании по сказочным мотивам в нескольких вариациях. Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой режимный момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".
Зона оборудована коврографом с приобретенным к нему фетровым театром сказок, а также самостоятельно изготовленными к нему сказками, цифрами, алфавитом, столом с атрибутами для художественного творчества. Здесь дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, творить, воплощать все свои творческие идеи, создавать свои собственные сказки и книги. Зона может использоваться для творческих мастерских.
Логическая зона «Фантазийная мнемотехника». Используется в режиме дня в любое свободное время, а также на занятиях по речевому развитию. Работу начинали с мнемоквадратов, затем мнемодорожки, мнемотаблицы. Дети имеют возможность выбирать нужные карточки - символы, располагать их в мнемотаблице, которая поможет самостоятельно составить рассказ.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Благодаря работе с этим пособием дети поймут и запомнят структуру рассказа (начало, середина и конец). Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить детям. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
Зона «Сенсорные коробочки» включает элементы фантазийного рассказа с применением предметов из коробочек. В рамках работы в данной зоне, ребенку предлагается достать из коробочки различные предметы и составить с ними рассказ.
Используя это пособие, решается множество задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведётся работа по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Коробочки периодически меняют свое наполнение.
Оборудование Коворкинг-зон не является статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично, любой материал можно переносить из одного центра в другой для создания задуманной работы.
Следующим шагом для развития связной монологической речи был разработан проект внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс ДОУ.
Почему именно прогулка? Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом. Прогулки в детском саду проводится независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене трех часов в день, соответственно появляется хорошая возможность для работы по развитию речи ребёнка.
Мы создали рабочую группу педагогов для разработки методического материала игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие связной речи у старших дошкольников. В результате чего, был разработан методический материал игровых минуток, которые проводятся во время ежедневных прогулок на территории детского сада, составлен регламент и тематический план проведения прогулок. Разработанные задания включены в календарно-тематическое планирование воспитателей.
«Умным прогулкам» отводится 10 – 15 минут от общего времени нахождения детей на прогулке. Воспитатель предлагает детям игровое задание в соответствии с темой и технологической картой, дает необходимую инструкцию по выполнению задания. Выносной материал и оборудование для организации игры должно быть подготовлено заранее. Все задания оформлены в виде картотеки игр, легко вписываются в календарное планирование и не нарушают структуру самой прогулки. Педагог сам решает в какой части прогулки провести игровую минутку. Выбирает форму организации и деятельности, может варьировать логику деятельности в зависимости от обстоятельств. Например, если для прогулки не подходящие условия.
Для систематизации материала и удобства работы с детьми были созданы картотеки словесных упражнений на развитие творческой речи, воображения и фантазии которые проводятся во время «Умных прогулок».
Они включают такие задания, Например: упражнение «Мы доскажем сами». Детям предлагается закончить предложение: Митя построил из кубиков гараж, чтобы, Ребята вышли на улицу, чтобы, К воротам подбежала собака, потому что);
Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь? - О чем думает мебель).
Вышеперечисленные игры помогают :
- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;
- обогатить словарный запас;
- сделать речь ребёнка более красочной и эмоциональной.
Разрабатывая «Умные прогулки» мы ориентировались на темы месяца и тематические недели комплексно-тематического планирования, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Методический материал «Умная прогулка» используется не только в образовательной деятельности, но и воспитательной работе. Основная идея нашей разработки проходит через все виды детской деятельности.
За основу игровых минуток мы взяли следующую классификацию прогулок по цели проведения:
Сейчас я приведу небольшие примеры, используя данную классификацию.
Прогулка–задание. (Пример "Следы осени" – перед детьми ставится проблемная ситуация «Где Осень могла оставить свои следы?», дается задание отыскать следы осени в парке или на участке детского сада. Дети находят пожелтевшие листья, сухие растения, плоды деревьев и т. д.)
Прогулка–задача. Направлена на решение практической задачи. («Волшебный дом» - предложить детям подумать для кого мы можем построить дом из природного материала, который имеется в доступе на участке детского сада. Дети предлагают варианты ответов – для насекомых, птиц которые остаются зимовать и т. п. и фантазируют различные варианты «жилищ».
Прогулка–поиск. Получение задания отыскать чего-либо, кого-либо. Игра «Сыщики» - на участке обнаружены неизвестные следы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы. Ответить на вопросы: кому принадлежат следы, кто бы мог быть у нас на участке? Дети предлагают варианты ответов – животные из леса, птицы пролетавшие мимо детского сада… или даже жители с другой планеты. В результате, дети находят на участке того, кому принадлежат эти следы).
Прогулка–фантазия. Сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет. (Например «Как сохранить кусочек зимы летом?» - Воспитатель говорит детям, что нам всегда хочется того, чего нет, или того, что случится не скоро. Так, летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. А можно ли сохранить кусочек лета зимой? Дети придумывают свои предположения, фантазируют как можно это сделать. Варианты ответов - через льдинки смотреть на солнышко, они будут сверкать разными цветами; на снегу разложить цветные льдинки – и будет ярко и красочно, как летом на участке).
Во всех темах прослеживается принцип сезонности.
Ребенку интересно мыслить, а не запоминать. Проблемные вопросы: Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на речевое развитие детей. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно дать ребенку подумать. Тогда, не зависимо от того, как был найден ответ (самостоятельно или с помощью взрослого, ребенок воспринимает себя первооткрывателем.
В конце прогулки подводится итог, должна быть рефлексия – какую новую информацию узнали на прогулке? что интересного увидели? Обязательно нужно уточнять реплики, высказывания детей, хвалить за наблюдательность, за хорошие словесные определения.
Далее полученный опыт детей нужно закрепить. Для этого в группе предложить детям нетрадиционные техники рисования, чтобы сохранить желание ребенка сочинять и фантазировать, а также отмечать явления природы в заранее заготовленных календарях.
Работа по развитию связной монологической речи дошкольников станет намного эффективнее, если в этом будут заинтересованы родители. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. Для успешной реализации мы разработали план работы с родителями, в который включены такие мероприятия, как родительские собрания, дни открытых дверей, родительские встречи, совместные с детьми творческие или театрализованные игры, раздача буклетов или памяток с мнемотаблицами, родители активные участники изготовления пособий. Также проводится большая работа родителей в домашних условиях – книга своими руками.
Тренинг на развитие детско-родительских отношений «Мы рядом», Литературный вечер «Пусть мама услышит…», Мастер – класс «Рисование пухлыми красками».
Практика нашей работы показала, что систематическое использование игровых заданий на развитие связной речи дошкольников приводит к хорошим результатам: ребята начинают нестандартно мыслить и действовать. Дети стали пользоваться различными интонациями при пересказе, легче общаться со взрослыми и сверстниками.
В результате реализации проекта у детей совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения. Такая лаборатория играет важную роль в поддержке познавательного интереса дошкольников, их инициативы и самостоятельности. Способствует сплочению детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.