Захарова Инна Иннокентьевна
Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нарушений письменной речи у дошкольников.
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему, что выражается в общем недоразвитии речи (И. Н. Садовникова).
Публикация «Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Как показывает изучение Р. Е. Левиной, речевое недоразвитие имеет различное выражение. У одних детей речь в ее общепринятых формах вовсе отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более сформированной при наличии в ней, однако, признаков значительного отставания от нормы.
В соответствии с этим мы наблюдаем и различные степени нарушений письма : от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» .
Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникает на почве неправильного или не законченного развития устной речи, нарушения ее. Причины нарушений чтения и письма являются сходными (Ефименкова Л. Н.).
Проблема нарушений письменной речи у дошкольников – одна из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.
Нарушения письменной речи очень распространены. Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью обучения.
Список литературы.
1. Ананьев Б. Г., Попова А. М. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 26. - С. 3 - 24.
2. Ананьев Б. Г., Сорокина И. А. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 48 с.
3. Беккер Р. Речевые и познавательные способности детей с отставанием в речевом развитии, дисграфией, дислексией и детей без нарушений // Проблемы
патологии речи : Тез. Всесоюзн. симп. - М., 1989.- С. 90 - 91.
4. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1948, С. 122 - 131
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., 1983. - Т. 4.
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : МГУ, 1985. -45 с.
7. Горюнова Т. П., Минашина В. С, Сереброва Н. И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1975. - С. 71 -80.
8. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41 - 72.
9. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей, - М., 1972.
10. 3абрамная С. Д. От диагностики к развитию. - М. ; Новая школа, 1998
11. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1971. -191с.
12. Каше Г. А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1961. -С. 20-58.
13. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.- 207 с.
14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М., 1991.
15. Красногорский Н. И. О некоторых возрастных особенностях физиологической деятельности коры головного мозга детей. В кн. «Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных». — М. : «Медгиз»., 1954, т. 1. С. 421
16. Левина Р. Е. Недостатки письма и чтения у детей (Алексия и аграфия). - М., 1940. - 72 с.
17. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М. : МГУ, 1967. - С. 6 - 37.
18. Логопедия (учеб. пособие). / Под ред. Волковой Л. С. - М. : Просвеще-ние, 1995.-147 с.
19. Лямина Г. М. Об особенностях работы по развитию речи в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. — М., 1971. - №3.-С. 27-34.
20. Левина Р. Е. О влиянии недостатков произношения на усвоение грамоты. В кн. : "Обучение в первом классе" / Под ред. В. М. Сироткина. - М. : Учпедгиз., 1951.-С. 46 - 56.
21. Никашина Н. А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1965. - С. 8 - 32.
22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
23. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1949.
24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. - М., 1985. - № 4. - С. 72 - 78.
25. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. - М., 1985. - № 4. - С. 72 - 78.
26. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Доклады Академии пед. наук РСФСР. -М., 1957. -№1. -С. 107-110.
27. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1958. - 115 с.
28. Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения
чтению. В кн. : "Вопросы психологии учебной деятельности младших
школьников". - М: Учпедгиз., 1962. - С. 7 - 49.
29. Юртайкин В. В., Ефименкова Л. Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с ОНР // Дефектология. - М, 1981. - № 1. - С. 74 - 79.