ГАБОВА АННА НИКОЛАЕВНА
Конспект занятия «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция детских страхов с использованием изотерапии»
Цель занятия : коррекция детских страхов
Основные задачи:
• помочь детям графически отреагировать на имеющиеся у них страхи;
• снизить ситуативную тревожность на занятии;
• способствовать повышению самооценки детей;
Публикация «Конспект занятия „Коррекция детских страхов с использованием изотерапии“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Изотерапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Страх и детская тревожность
- Темочки
• обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Организация занятия :
Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.
Материал: клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей).
Предварительная работа:
Диагностика страхов. Беседа о способах избавления от имеющихся страхов (рисование, игра). Игры для развития доверия и сплоченности между детьми для усиления группового эффекта. Рисование на свободные и предложенные психологом темы («Свободный рисунок», «Я в детском саду», «Семья животных», «Автопортрет», «Я и мои друзья»)
Ход занятия:
Приветствие. Дети стоят свободно на ковре
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.
Разогрев. ИГРА «Поменяйтесь местами те…»
Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.
воспитатель. Мы все с вами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:
— сегодня завтракал
— кто любит мороженое
— кому не нравится болеть
— кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
— кто любит, когда ему читают книжки
— кому не нравится драться
— кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.
Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей).
Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.
Игра «Поиграем в сказку»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.
воспитатель. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).
Основная часть. Рисование страхов
воспитатель. Дети, мы с вами уже говорили о «полезных» и «вредных» страхах. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают. Об этом мы говорили с вами на предыдущих занятиях.
Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? ( Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)
Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).
Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)
воспитатель. Дети, вы закончили рисовать страхи? Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).
воспитатель. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха.
Комплекс релаксационных упражнений
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.
Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите мышцы живота сильно-сильно. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения.
Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…
Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза
Самоанализ. Упражнение «Связующая нить»
Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.
воспитатель. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).
воспитатель. Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы продолжим наши занятия на следующей неделе.
Литература
1. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб. : Союз, 1997.
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Союз, 2000.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб. : Речь, 2001.
4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000.