Васильева Наталья Александровна
Сценарий мероприятия по финансовой грамотности «Копейка рубль бережет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Копейка рубль бережет»
Цель: повышение финансовой грамотности воспитанников, проявления ответственного отношения к личным финансам, воспитывать бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги, умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация по теме занятия, компьютер, проектор, калькуляторы, раздаточный материал.
Публикация «Сценарий мероприятия по финансовой грамотности „Копейка рубль бережет“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в финансовый бой «Копейка рубль бережет» Для этого вам надо разделиться на две команды, выбрать командира и дать название своей команде.
Воспитанники делятся на две команды, дети дают название своей команде и выбирают командира.
Внимание! Внимание! Сегодня здесь сразятся две команды, которые называются… (название команд) Их оружие – знания, находчивость и быстрота реакции. Обе команды в прекрасной форме и готовы к любым неожиданностям, даже к выигрышу. Чтобы справедливость восторжествовала, мы решили пригласить мудрых судей (представляет членов жюри).
Ваша задача – заработать как можно больше баллов в каждом раунде. Победит команда, которая заработает наибольшее количество баллов. И еще одно немаловажное правило. Чтобы выявить победителя честно, прошу Вас всех отключить и убрать в стороны средства мобильной связи. При обнаружении нарушения правил команда будет наказана штрафными баллами.
Чтоб конкурсы шли без заминки,
Сейчас проведем мы разминку.
1. Раунд «Перевертыши»
Сейчас каждая команда получит карточку с экономическими пословицами и загадками, в которых содержатся ошибки. Задача каждой команды – исправить ошибки в течение 3 минуты и сдать карточку. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Команда, сдавшая карточку первой, получается бонус в размере одного балла.
Раздаются карточки, засекается время. (Приложение 1)
Итак, правильные ответы (выводятся на экран).
• Бедному собраться – только разгуляться (Бедному собраться – только подпоясаться.)
• Деньги любят кошелек (Деньги счет любят.)
• Хозяйка рубль бережет (Копейка рубль бережет.)
• Гуси денег не щиплют (Куры денег не клюют.)
• Делу — время, потехе — деньги (Делу — время, потехе — час.)
• Не имей 100 рублей, а имей 100 долларов (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
• Тише едешь — меньше тратишь (Тише едешь — дальше будешь.)
• Доллары издают специфические запахи (Деньги не пахнут)
• На товаре быть должна обязательно (цена)
• На рубль – копейки, на доллары-центы,
Бегут – набегают в банке … (проценты)
• И врачу, и акробату, выдают за труд (зарплату)
• Стал владельцем, братцы, я - вот завода (акция)
Результаты конкурса: команда № 1 заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
2. Раунд Тест «Семейный бюджет» (1мин)
Сейчас вам предстоит решить тест. (Приложение 2)
Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов.
Раздаются карточки, засекается время.
Команда, сдавшая карточку первой, получается бонус в размере одного балла.
Какое слово у вас получилось? (Бюджет) (Выводятся ответ на экран)
Результаты конкурса: команда № 1заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
3. Раунд «По доходу и расход» (2 мин)
Сейчас командам предстоит решить экономическую задачку.
Раздаются карточки, засекается время. (Приложение 3)
Команда, сдавшая карточку первой, получается бонус в размере одного балла.
Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 8000 рублей, а расходы его составили 5000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 3500 рублей. Кто выиграл спор?
Ответ: прибыль Иванова 8000-5000=3000 рублей, прибыль Сидорова 7000-3500=3500, Сидоров выиграл спор.
Выводятся ответ на экран
Результаты конкурса: команда № 1 заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
4. Раунд Черный ящик. (1 мин)
В зал приносят черный ящик.
Вопрос: В черном ящике находится то, чем, не имея наличных денег, можно безопасно расплатиться в магазине. Что находится в черном ящике?»
Ответ: банковская кредитная карта.
5. Раунд «Копейка к копейке – проживет семейка» (5 мин)
Семейный бюджет составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.
Раздаются карточки, засекается время. (Приложение 4 и5)
Итак, перед вами семья Ивановых, состоит из 6 человек: мама и папа работающие, бабушка- пенсионерка, дочь – старшеклассница, сын – школьник, маленький ребенок двух лет.
Заработная плата мамы составляет 10000 руб., заработная плата папы составляет 20000 руб, также папы за хорошую работу дали премию в размере 8000 руб, пенсия бабушки- 8000 руб., пособие на маленького ребенка составляет 700 руб.
На работу и учебу приходится добираться на маршрутке 4 членам семьи. Каждая поездка обходится на 1 человека 32 рубля в день, итого семья тратит на транспортные услуги 2600 руб в месяц. Коммунальные услуги составляют: плата за телефон и интернет – 1200 руб, за воду 800 руб, за свет – 1200 руб, за газ – 2800 руб в месяц. На хозяйственно-бытовые нужды семья тратит 2000 руб., на товары повседневного спроса 2500 руб. в месяц. Так как семья большая на питание уходит 13000 руб в месяц, затраты на одежду составляют 8000 руб., ежемесячный платеж по кредиту составляет 4800 руб. Маленький ребенок в этом месяце болел и пришлось покупать лекарство за 600 руб. Всей семьей ходили в цирк затратили 2400 руб, каждый месяц старшеклассница тратит на карманные расходы 1000 руб. Ежемесячная плата за детский сад составила 1200 руб., на оплату сотовой связи уходи т для всех членов семьи 1000 руб в месяц.
Заполнить таблицу и определить какой вид бюджета в этом месяце в семье Ивановых?
Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным.
Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным.
Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство).
Выводятся ответ на экран
Результаты конкурса: команда № 1 заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
6. Раунд «Волка ноги кормят»
Этот раунд состоит из двух этапов. На первом – Вам - командам предстоит сделать вклады в банк, на втором – снять вложенные деньги. Перед началом банковской операции каждая команда получит одинаковое количество денежных купюр разного достоинства.
В течение двух минут Вам необходимо распределить свои вклады по различным депозитам (конвертам). Сумму вклада вы определяете самостоятельно. Это могут быть одинаковые суммы, а могут быть разные. После того, как члены команды, разложат купюры по конвертам (коллективно и конфиденциально) одновременно «сделают вклады» (перенесут их в банковские ячейки, по сигналу ведущего размещение вкладов прекратится.
Итак, каждая команда получает по 50 купюр и 8 конвертов (депозитов). У вас 4 минуты на размещение. Время пошло.
Теперь командам необходимо выстроиться в колонны напротив ячейки команды-соперника и, действуя по правилам эстафеты, поочередно снимать «деньги» со счета команды-соперника. По сигналу эстафета прекратится. Победит команда, снявшая максимальное количество денежных средств.
Начинают бегать, снимать деньги (через 5 туров – стоп-игра). Подсчитывают результаты.
7. Раунд «Скупой платит дважды» (5 мин)
Команды должны решить задачу, направленную на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т. д.).
Раздаются карточки, засекается время. (Приложение 6)
Ира решила обновить свой гардероб и купить платье, юбку, блузку. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 5000 рублей, которые ее нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей).
В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наша героиня остановила свой выбор на следующих:
Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок) – магазин «Даровик»;
Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;
Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Иры данная карта есть).
В первом случае платье стоит – 2500 руб. ; блузка– 800 руб. ; юбка– 1000 руб.
Во втором: платье–2500 руб. ; блуза – 1200 руб. ; юбка - 1500 руб.
В третьем: платье – 2200 руб. ; блуза– 1300 руб. ; юбка -1700 руб.
Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с точки зрения экономии средств?
Выводятся ответ на экран
Ответы: наиболее рациональным будет покупка по условиям второй акции в магазине «Скидочник», дающая максимальную экономию и остаток средств на покупку продуктов.
Магазин «Даровик» 2500+1000= 3500 руб. (блузка в подарок)
Магазин «Скидочник» 2500+1200+1500= 5200 -50%= 2600 руб.
Магазин «Бонусовик» 2200+1300+1700= 5200- 30% (1560)= 3640 руб
Результаты конкурса: команда № 1 заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
8. Раунд «Синквейн»
Раздаются карточки, засекается время (Приложение 7)
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Результаты конкурса: команда № 1 заработала ___ баллов, команда №2
заработала __баллов
На этом наше мероприятия заканчивается. Я думаю, что каждый из вас сделал для себя выводы, чему-то научился, что-то узнал новое, и эти знания вам понадобятся в дальнейшей жизни. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Сейчас предоставляем слово для жюри.
Подводятся итоги, награждаются победители.
Приложение 1
• Бедному собраться – только разгуляться
• Деньги любят кошелек.
• Хозяйка рубль бережет
• Гуси денег не щиплют
• Делу — время, потехе — деньги
• Не имей 100 рублей, а имей 100 долларов
• Тише едешь — меньше тратишь
• Доллары издают специфические запахи
• На товаре быть должна обязательно …
• На рубль – копейки, на доллары-центы,
Бегут – набегают в банке …
• И врачу, и акробату, выдают за труд …
• Стал владельцем, братцы, я - вот завода…
Приложение 2
Тест
Вопросы Варианты ответов
1. Из чего складывается семейный
бюджет? А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в
бюджет семьи это: Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Авторское вознаграждение это: Б) зарплата
Г) налог
Д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из
бюджета семьи это: Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот,
в котором: Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия - это
разные виды: Т) доходов
П) расходов
К) гонорара
Приложение 3
Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 8000 рублей, а расходы его составили 5000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 3500 рублей. Кто выиграл спор?
Приложение 4
Бюджет семьи
Вид дохода Сумма
(руб) Вид расхода Сумма
(руб)
Итого
Итого
Приложение 5
Итак, перед вами семья Ивановых, членами которой являются бабушка пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок.
Семья Ивановых состоит из 6 человек: мама и папа работающие, бабушка- пенсионерка, дочь – старшеклассница, сын – школьник, маленький ребенок двух лет.
Заработная плата мамы составляет 10000 руб., заработная плата папы составляет 20000 руб, также папы за хорошую работу дали премию в размере 8000 руб, пенсия бабушки- 8000 руб., пособие на маленького ребенка составляет 700 руб.
На работу и учебу приходится добираться на маршрутке 4 членам семьи. Каждая поездка обходится на 1 человека 32 рубля в день, итого семья тратит на транспортные услуги 2600 руб в месяц. Коммунальные услуги составляют: плата за телефон и интернет – 1200 руб, за воду 800 руб, за свет – 1200 руб, за газ – 2800 руб в месяц. На хозяйственно-бытовые нужды семья тратит 2000 руб., на товары повседневного спроса 2500 руб. в месяц. Так как семья большая на питание уходит 13000 руб в месяц, затраты на одежду составляют 8000 руб., ежемесячный платеж по кредиту составляет 4800 руб. Маленький ребенок в этом месяце болел и пришлось покупать лекарство за 600 руб. Всей семьей ходили в цирк затратили 2400 руб, каждый месяц старшеклассница тратит на карманный расходы 1000 руб. Ежемесячная плата за детский сад составила 1200 руб., на оплату сотовой связи уходи т для всех членов семьи 1000 руб в месяц.
Заполнить таблицу и определить какой вид бюджета в этом месяце в семье Ивановых?
Приложение 6
Ира решила обновить свой гардероб и купить платье, юбку, блузку. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 5000 рублей, которые ее нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей).
В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наша героиня остановила свой выбор на следующих:
Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок) – магазин «Даровик»;
Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;
Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Иры данная карта есть).
В первом случае платье стоит – 2500 руб. ; блузка– 800 руб. ; юбка– 1000 руб.
Во втором: платье–2500 руб. ; блуза – 1200 руб. ; юбка - 1500 руб.
В третьем: платье – 2200 руб. ; блуза– 1300 руб. ; юбка -1700 руб.
Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с точки зрения экономии средств?