Инесса Головина
Опыт работы по организации контроля в ДОО в целях успешной реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по организации контроля в ДОО в целях успешной реализации ФОП ДО
Задача руководителя дошкольного образовательного учреждения повышать качество дошкольного образования, ФГОС ДО является ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.
Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной и до настоящего времени считается нерешенной. В разных регионах используются разные системы оценки и мониторинга качества образования.
Публикация «Опыт работы по организации контроля в ДОО в целях успешной реализации ФОП ДО» размещена в разделах
В связи с тем, что приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 утверждена Федеральная основная программа дошкольного образования заведующим ДОО необходимо выполнять новую задачу – контролировать работу коллектива по требованиям ФОП, ФГОС, СанПиН. Но единой системы контроля пока нет.
Руководитель детского сада должен видеть полную картину контроля, захватить все блоки и направления работы. Одному руководителю это сделать сложно поэтому в ДОУ была создана рабочая группа по внедрению ФОП. Состав рабочей группы и положение о ее работе в ДОУ утвердили приказом.
Рабочая группа разработала дорожную карту перехода на ФОП, а заведующий в соответствии с ней составила карту контроля по внедрению ФОП.
Получилось 5 блоков контроля. По каждому блоку прописали содержание контроля – тему. Далее сформулировали общую цель. Указали сроки, ответственных, и контрольные материалы.
Контроль заведующий осуществляет вместе с методической командой. За каждым представителем команды закрепляется форма контроля в рамках его компетенции. Большинство контрольных мероприятий проводят заведующий и старший воспитатель. Но в некоторых мероприятиях обязательно участвуют другие специалисты.
Первое направление контрольной деятельности "Нормативно-правовое".
В детском саду пересмотрены локальные акты («Договор об образовании по основной образовательной программе дошкольного образования», «Должностная инструкция воспитателя» и т. д., внесены соответствующие изменения. Одновременно с этой работай велась разработка ОП в соответствии с ФОП
Коррекционное направление писала педагог психолог, речевое –учитель логопед, художественно эстетическое в части музыкального воспитания разрабатывала муз работник, физическое развитие –руководитель по физвоспитанию. ЧФУ 40 % помогала писать воспитатель по осетинскому языку. Старший воспитатель координировала всю работу и собирала окончательный вариант ФОП МБДОУ 59.
30 августа работа над программой была окончена, ее утвердили на педсовете, разместили на сайте и сейчас мы ее реализуем.
2 направление, которое требует контроля это "Кадровое обеспечение". В МБДОУ № 59 проведен цикл семинаров и консультаций по вопросам приведения ООП ДО в соответствие с ФОП. Соответствующие изменения внесены в годовой план, имеются протоколы педсоветов (№ 4 от 01.03.2023, № 5 от 30.05.2023) и записи в тетради семинаров и консультаций. Проведены консультации: «Структура ФОП ДО», «Изучаем федеральную рабочую программу воспитания», «Что входит в федеральный календарный план образовательной работы», «Как провести мониторинг предметно-пространственной среды группы».
Проведено анкетирование педагогов «ФОП: вопрос –ответ», которое показало (на 01.06.2023г, что 46 % педагогов готовы к переходу на ФОП, с остальными педагогами продолжалась работа.
Педагоги изучали ФОП с помощью вебинаров, конференций и КПК по ФОП. На данный момент 90% педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме ФОП ДО.
Третье направление "Материально-техническое оснащение".
Все вы знаете, что 26 декабря 2022 г. Министерством просвещения РФ утверждены «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ними в МБДОУ № 59 был проведен мониторинг инфраструктуры ДОУ и комплектации учебно-методических материалов. Выявлено: комплектация учебно-методических материалов составляет 54 %; оснащение общих помещений ДОУ составляет 46 %; оснащение групповых помещений ДОУ составляет 58 %; компоненты РППС для специалистов составляют 62 %; оснащение территории ДОО составляет 46 %.
Следующее направление "Информационное обеспечение". На официальной странице образовательного учреждения в социальной сети «ВКонтакте» размещена информация по внедрению ФОП в МБДОУ 59. Стараемся чтоб информация была адаптирована для пользователей. Контролируется также качественное оформление стендов в детском саду.
И последнее направление "Работа с родителями". В июне провели день общественной экспертизы, пригласили родителей со всех групп, и после посещения всех мероприятий рассказали им ФОП.
На родительских собраниях воспитатели проинформировали родителей об изменениях, связанных с введением ФОП. В родительских уголках имеется информация для родителей по ФОП и памятки. В каждой группе имеются протоколы родительских собраний.
Такими картами контроля в ДОУ пользовались до августа. На данный момент используем новую систему контроля.
В новой системе 9 блоков, которые позволяют охватить практически весь спектр работы. Вы их видите на экране.
В ходе контроля выявились проблемы :
1. Педагоги испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с основой на ФОП. Часто педагог не до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Цели поставлены абстрактно, и они не могут служить руководством к проведению единичного занятия; иногда цели не соответствуют возрастным особенностям детей.
2. Ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала.
3. Трудности в подборе технологий и методов обучения.
4. Испытывают трудности при анализе педагогической деятельности.
Учитывая все обозначенные трудности выстраивается и контрольная деятельность и работа старшего воспитателя на учебный год.