Сусанна Халилова
Конструктивно-модельная деятельность дошкольников
Конструктивно-модельная деятельность дошкольников
концу обучения по дополнительной образовательной программе дети:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность дошкольников» размещена в разделах
· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
· у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
· ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
· ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста стремятся к активному познанию окружающей действительности. Они испытывают интерес ко всему неизвестному, задают много вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают и ищут различные способы решения проблемных ситуаций.
Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:
· восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
· мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
· воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
· Связная речь.
Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Прежде всего — это средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Дети сначала рассматривают, а затем конструируют из разного материала жилые дома, школы, театры, дворцы и т. д. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
1. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Правила техники безопасности.
конструированию должно отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
1. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Правила техники безопасности.
2. Деревянный конструктор.
3. LEGO - classic
4. ТИКО-конструктор
5. Магический магнит
6. Магнитный конструктор
7. Обучающий конструктор «Кубус»
8. Игольчатый конструктор
9. LEGO-education
В организации «Конструкторского бюро» хорошо просматриваются принципы психологической комфортности и минимакса. Каждый ребенок развивается в силу своих возможностей. Кто- то берет готовые схемы и строит известные объекты, кто-то творит, фантазирует и придумывает что-то новое. Но в тоже время у каждого ребенка есть возможность исследования и проявления творчества. Я увидела заинтересованность детей, стремление и желание конструировать. Дети используют «Конструкторское бюро» и в свободной деятельности: объединяются в подгруппы, придумывают постройки, строят и обыгрывают их.
Таким образом, создание «Конструкторского бюро» помогло обогатить предметно-развивающую среду в зоне строительно-конструктивных игр и мотивировать дошкольников к исследовательской и творческой деятельности.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ:
Сусанна Сефершаевна