Ираида Дружинина
Конструирование из различных материалов на участке детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач ФГОС является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
В нашем дошкольном учреждении, как и во всей системе дошкольного образования, в своей работе мы применяем новейшие разработки, технологии, методики. Они помогают нам поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Конструкторская и модельная деятельность детей будет увлекательной, если воспитатель предложит работу с необычными самодельными конструкторами, а в содержании прикладного творчества появится художественная обработка необычных материалов. Конструирование стимулирует интерес и любознательность, развивает способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словарь. Необычные материалы для конструирования – это знакомство с их свойствами, с новыми техниками художественной обработки материалов. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя разный природный материал (песок, снег, шишки, желуди, кору, брёвна разных конфигураций, пни, листья, камешки, трава). Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует условному переходу детей от организации малого пространства к построению и организации большого. При этом их игра носит в основном коллективный характер. Так на ровной, слегка увлажнённой поверхности песка дети способны выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм, большой «ковёр» или целый город, в котором есть разные здания, улицы (по ним ездят машины, площадь с красивым фонтаном (плоскостное конструирование). Из влажного песка могут быть созданы объё мные постройки: замок, мельница, крепость, ров с водой, река с мостом из брёвен; по реке плавают суда, сделанные из пенопласта, коры.
Публикация «Конструирование из различных материалов на участке детского сада» размещена в разделах
Из бумажных упаковок, картонных ящиков мальчики сооружают города-крепости и заполняют их, машинами, фигурами рыцарей, сконструированными из разных материалов; девочки обустраивают квартиры – делают мебель, кукол, убранство для них.
Соорудив из картонных ящиков зоопарк, размещают в нё м разных животных больших и маленьких размеров: жирафа, слона и крокодила. Тематика таких конструкций может быть различной, например, космодром (ракеты, луноходы, космонавты, роботы, неземные существа) : джунгли (деревья, лианы, болота, крокодилы) Объё мных животных можно сделать следующим образом: взрослый, сложив ватман вдвое и вырезав контур животного, предлагает детям его раскрасить, а затем набить мятыми газетами, после чего вместе с детьми скрепляет контур.
Для создания крупных объёмных фигур на участке можно также использовать большие камни, из которых вначале складывают конструкцию (крокодил, ящерица, змея а затем её красиво разрисовывают красками. Такие фигуры в специально отведённом месте участка (среди деревьев, кустарников, в траве, на песке, рядом с клумбами цветов) служат украшением.
Конструирование на участке может продолжаться в течение нескольких недель. Дети постоянно совершенствуют уже сделанные поделки и добавляют новые в соответствии с разыгрыванием интересных сюжетов, включающих выполненные детьми конструкции. Фон на котором располагаются поделки (трава, песок, земля, деревянные доски, усиливает общую идею, заложенную коллективную многообразную экспозицию.
Тема композиций часто диктуется замыслом игры. Например, при игре в магазин дети сооружают прилавок, весы; делают конфеты, кладут их в коробочки, овощи и фрукты; для путешествия в Африку - джунгли, маски диких животных, бинокли.
Задача педагога - подхватить общую детскую идею, помочь советом, а иногда и в практической её реализации. Важно создать условия для сохранения детских конструкций, а также для сбора и хранения необходимого материала на веранде. Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угасает, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать, пришедшее в негодность отнести в мусорный ящик, а то, что может пригодиться (коряги, доски) убрать. Сам факт этой уборки способствует не только поддерживанию порядка на участке, но и проявлению уважения к детской деятельности, её результатам.
Зимой дети с удовольствием конструируют из снега. Они создают конструкции как утилитарного, так и художественного характера.
Дети сооружают крепости, лабиринты, снежные горки и катаются с них на санках, лыжах; лепят снежки для игр. Традиционным зимним занятием является лепка снежной бабы.
Дети вместе с воспитателем могут создавать и разные фигуры: животных, Снежную королеву, Бабу-Ягу и других сказочных персонажей. Для этого из мягкого, хорошо поддающегося снега вначале лепят большие глыбы, а затем лопаткой (путём убирания лишнего) создают фигуру или снежные «кирпичи» для строительства замков, крепостей, домов. Фигуры, замки можно делать и цветными, заливая их подкрашенной водой.
В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды: снег пушистый и искристый при сильном морозе; мягкий и липкий, когда мороза нет или он совсем небольшой; вода на морозе замерзает, превращается в лёд; облитая водой снежная скульптура становится ледяной.
Таким образом, для успешной и интересной конструктивной деятельности детей на участке детского сада необходимо активное участие взрослых. Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы. При грамотной организации, конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь.