Екатерина Курдюкова
Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Виды речевых нарушений.
Нарушения устной речи.
Дисфония – отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса, может возникнуть на любом этапе развития речи ребенка.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной.
Публикация «Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста, 2 часть» размещена в разделах
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Речь торопливая, стремительная, напористая.
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении: искажения звуков, замены, отсутствие, смешение звуков.
Нарушения письменной речи.
Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения. Проявляется в затруднении опознавания и узнавания букв; затруднении слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы; в искажении смысла прочитанного.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешении или пропусках букв.
7. Обследование речи дошкольного возраста.
Обследование речи детей проводится с целью выявить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года для последующего осознанного планирования работы, а также для проведения сравнительного анализа развития речи детей за определенный промежуток времени, то есть, определить динамику речевого развития.
Обследуются следующие стороны развития речи :
- лексика (активный и пассивный словарь);
- грамматический строй речи;
- связная речь;
Кроме того, во всех возрастных группах, за исключением подготовительной к школе группы, проводится обследование звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношение, фонематические слух, просодика).
Если у ребенка на седьмом году жизни выявлены нарушения звукопроизношения, то его следует отправить на консультацию логопеда. Воспитателю желательно иметь заключение логопеда для правильного планирования своей работы по развитию речи данного ребенка.
Остановимся на обследовании речи детей 6-7 лет, поскольку именно это вызывает особые трудности у воспитателей ДОУ при диагностике речевого развития детей данной возрастной группы.
Обследование словаря. Обследуя состояние словаря ребенка 6-ти лет, педагоги должны обратить внимание на
- предметный словарь (предметы и части предметов);
- слова-обобщения;
- глагольный словарь (слова-действия);
- словарь признаков предметов (прилагательные);
- антонимы;
- синонимы;
- обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки.
Обследование грамматического строя речи. Педагоги проверяют умеет ли ребенок
- образовывать существительные множественного числа;
- образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
- образовывать прилагательные от существительных (пух – пушистый, вата – ватный, железо – железный, бумага – бумажный, резина – резиновый, пластмасса - пластмассовый);
- согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;
- согласовывать прилагательные с существительными;
- употреблять сложные предлоги: из-за, из-под и т. д.
Обследование речевого слуха. Предлагаются следующие задания:
- определение согласного звука в слове;
- определение места звука в слове (начало, конец, середина);
- определение последовательности звуков в слове;
- дифференциация звуков;
- проверка слоговой структуры.
Обследование связной речи включает в себя изучение особенностей диалогического взаимодействия детей;
- умения выделять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний;
- умения соблюдать элементарную логику описания (например, перечисление сначала внешних признаков, а затем функций предмета).
Изучение диалогического взаимодействия происходит в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении в соответствии с ситуациями:
- приветствие,
- знакомство,
- просьба,
- благодарность,
- прощание,
- отказ.
Особое внимание следует уделить сложной для детей ситуации – отказ. Здесь следует фиксировать не только речевое оформление отказа (например, ребенок не дает карандаш потому, что сам им рисует, но и неречевые средства: движения, действия, эмоциональное состояние.
В процессе изучения диалогического взаимодействия со сверстниками определяются коммуникативно активные и пассивные дети. Для детей создаются максимально комфортные условия: свободный выбор собеседника, свободный выбор иллюстративного материала, заданность темы.
В процессе педагогического наблюдения самым важным для педагога является не столько конечный результат (сочиненная сказка, сколько процесс ее создания.
Изучение особенностей повествовательных высказываний. При обследовании монологической речи повествовательного типа воспитатели смотрят на следующее:
- умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединенных единым сюжетом;
- способен ли выделить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка?»;
- может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Отдельно проверяется умение ребенка определить структуру повествовательного текста, выделить в готовом тексте начало, перечислить события средней части выделить конец сказки (рассказа).
Изучение особенностей описательных высказываний. При обследовании монологических высказываний описательного типа воспитатель предлагает детям на выбор две картинки: изображение робота и куклы (малыш с соской и бутылочкой). Педагог определяет
- умеет ли ребенок выделять объект речи;
- выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном описании признаков внешних – телесных: качества и свойства – и внутренних (скрытых, целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться).
В дополнительных наблюдениях фиксируется интерес ребенка к описанию предмета: внеречевые реакции, замена слов показом, тяготение к повествовательному высказыванию.
В конце учебного года (май) проводится итоговое обследование речи детей данной возрастной группы, которое не только показывает уровень речевого развития каждого ребенка, с которым он выпускается из детского и поступает в школу, но и результат большой (4-5-летней) работы педагогов ДОУ.
Последнее обследование желательно проводить в присутствии родителей (с каждым ребенком отдельно). В данном случае родители увидят достижения в речевом развитии своего ребенка, смогут понять, на какие моменты в развитии речи следует обратить особое внимание (что-то повторить, что-то закрепить, что-то отработать). По желанию родителей педагоги могут дать рекомендации по проведению работы в летнее время, чтобы подтянуть ребенка перед поступлением в школу.
8. Современная образовательная система диктует серьезные требования к подготовке ребенка-дошкольника к обучению грамоте. Из опыта работы в МДОУ центра развития ребенка детского сада № 47 г. Ставрополя, высокий статус которого, в то время, когда им руководила Р. М. Литвинова, заставлял быть в постоянной готовности к инновационным преобразованиям, делюсь тем, как мы в своей работе по обучению чтению с элементами письма несколько изменили существующие образовательные технологии по данной проблеме с учетом опыта работы московской учительницы Потаповой Е. Н., лауреата Ленинской премии.
Потапова Е. Н. на занятиях по обучению грамоте использовала игровые ситуации с активным включением зрительного и слухового анализаторов с целью формирования не только понятия о букве и ее графическом начертании, но и для развития синтетического логического мышления, внутренней и внешней речи, памяти, внимания, творческих способностей детей, решая в комплексе задачи воспитания и обучения.
По данным наблюдений ученых известно, что мускульная память у детей в возрасте 4-7 лет наиболее цепкая и возбудимая. Обучение же письму начинается уже после 7 лет, когда пик физиологического подъема этого вида памяти уже миновал.
Поэтому уже с детьми средней группы мы стали проводить занятия по подготовке к обучению грамоте (обучение чтению с элементами письма).
Здесь наиболее целесообразны упражнения в штриховке. Опыт работы показал, что ребенок не может долго выполнять такие упражнения, так как рука его быстро утомляется. Дети, начинающие штриховать, сильно нажимают на карандаш, причем, он часто ломается, ; рука, его держащая, сильно напрягается: мышцы пальцев слабы и не имеют необходимой для этой работы координации. Также мы наблюдали такие реакции детей, как плач, отказ от работы, ссылки на умение и на то, что не получается.
Учитывая индивидуальные особенности детей, мы использовали интересные игровые ситуации с использованием куклотерапии и игротерапии для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них положительное эмоциональное отношение к предлагаемой работе, развивать постепенно их трудолюбие,, силу воли, преодолеть неуверенность в собственных силах.
В то же время мы придавали большое значение детскому рисунку. Ведь это – творчество, внутренняя жизнь ребенка. Если вы хотите узнать, что спрятано в «кладовой» души ребенка – дайте свободную тему для рисования. Рисунок покажет, как ребенок воспринимает окружающий его мир, какое место отводит себе, что его волнует, пугает. Этот чудесный детский язык способствует развитию пространственного воображения, творческих способностей.
Полезное для детей упражнение – обведение фигур по геометрическим трафаретам, контурам предметов (бабочка, кораблик и др.). Это впоследствии помогает детям рисовать предметы с натуры, не искажая их пропорции и форму. Штриховка обведенных фигур и предметов развивает
Мелкую моторику кисти руки, подводит к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.
Обучение письму можно условно разделить на 3 этапа:
1. Развитие мускульной силы.
2. Развитие тактильной памяти.
3. Закрепление знаний и умений с помощью вкладышей букв.
1-ый этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Штриховать надо строго в заданном направлении, не заходя за контуры рисунка, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, штрихами. Дети принимают условия быстро, легко, как это всегда бывает в игре. На определенном этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Полезен анализ вместе с ребенком его достижений. Но нельзя сравнивать результаты работы медлительных детей с результатами работы особенно успевающих детей. Необходимо по казать каждому ребенку каких результатов достиг именно он.
Работа по моделированию предметов и штриховке сама по себе очень увлекательна, и дети постоянно возвращаются к ней по доброй воле. По рисункам детей можно проследить процесс развития мускульного аппарата кисти руки.
Для штриховки и моделирования предметов необходимы: альбом для рисования, простой и цветные карандаши, фломастеры, гелиевые и шариковые ручки с разноцветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, изображениями цветов, листьев, животных, игрушек, автомобилей и др.
Вначале для штриховки детям легче пользоваться геометрическим трафаретами. После того, как они научатся хорошо обводить геометрические фигуры, создавать модели предметов, штриховать их параллельными отрезками, можно приступать к работе с другими трафаретами и лекалами.
2-ой этап – развитие тактильной памяти. Понятию и образу буквы учим через осязание. Ребенок букву, выполненную из наждачной или бархатной бумаги, пластмассы, - здесь происходит формирование образа буквы в его сознании с помощью тактильных рецепторов детской руки. Указательным пальцем ведущей руки ребенок ощупывает контуры буквы и запоминает их, чувствуя отличие от других букв.
Затем буквы наклеиваются в альбом.
В процессе развития тактильной памяти происходит моделирование буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И, поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам.
Такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы, ее соединений, направление письма, отличие от других букв.
В процессе такой работы идет не только тренировка детской руки, но и развитие мышления от абстрактного к конкретному, или целыми категориями образов.
У детей, которые овладели этим методом, быстрее развивается речь, логическое мышление. Обучение письму путем формирования образа букв с непосредственным развитием тактильных рецепторов приводит к более эффективному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок ее уже «пишет».
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы обязательно большое внимание уделяли звуко-буквенному анализу с опорой на схемы, что способствует развитию фонематического восприятия и графической зоркости.
3-ий этап – письмо букв с помощью вкладыша. Но сначала дети обводили буквы, заглавные и строчные, элементы букв по линейкам, выполненным по системе М. Монтессори. Дети карандашом обводили их в направлении письма. Буквы и их элементы представляют собой канавки с горизонтальными возвышениями.
После этого детям предлагались выполненные тушью вкладыши, которые подкладывались под лист бумаги. Ребенок обводил буквы.
Занятия по подготовке к обучению грамоте нами проводились по-разному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с приобретенными знаниями и умениями, темпом работы и другими индивидуальными характеристиками каждого ребенка.