Евстратова Елена
Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по программе:
«Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников
в условиях реализации требования ФГОС ДО»
на тему:
«Колыбельная песня» - устное народное творчество и прикладное искусство русского народа.
Воспитатель; Евстратова Е. А.
2020 г.
г. Лобня
Публикация «Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа „Колыбельная песня“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Устное народное творчество
- Темочки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«ДЕТСКИЙ САД №2 «ПОЛЯНКА» г. ЛОБНЯ
Конспект образовательной деятельности
по «Художественно – эстетическому развитию»
(народное и декоративно-прикладное искусство)
раздел «Ознакомление с социальным миром»
Тема:
«Колыбельная песня-устное народное творчество и прикладное искусство русского народа»
( возраст детей: средняя группа, 4-5 лет)
Подготовила:
воспитатель Евстратова Е. А.
г. Лобня,
2020г.
Цель: средствами развивающей среды в группе «Уголок народного творчества»; виртуальным путешествием в мультфильм «Русская колыбельная» (отрывок, приобщать детей и развивать познавательный интерес к истокам и традициям, и истории своего народа; приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора; создание благоприятной среды для детского творчества.
Развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; Обогащение словарного запаса существительными; колыбель; оберег. изба.
Программные задачи:
Обучающие задачи; познакомить детей с историей возникновения колыбельной песни как с устным народным творчеством. Расширить представления детей о семейных традициях на Руси.
2. Развивающие задачи;
развивать интерес к народному творчеству как к изобразительному искусству, художественный вкус, фантазию.
развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображения с натурой (изображение природы в рисунках народного творчества);
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
3. Воспитывающие задачи; воспитывать интерес к народному творчеству и его проявлению в рисунках, в песнях и в стихах, любовь и уважение к семейным традициям своего народа,
4. Речевое развитие: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу
5. Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему миру
6. Художественно-эстетическое развитие: продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».
Формы организации образовательной деятельности совместная деятельность педагога с детьми
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход
Активизация словаря:
Люлька, колыбель, Угомонный, Дрема, оберег, ритуал
Развивающая предметно-пространственная среда:
Оборудование: видеопроектор;
Наглядный методический материал к занятию: картинки из русских народных сказок;
Музыкальный ряд: русские народные колыбельные песни и стихи
Наглядные экспонаты (предполагаемые или реальные) : детская русская народная (детская) колыбель для куклы, кукла; погремушки; игрушка «Котик».
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?
Дети:(Россия).
Воспитатель: Правильно, а в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Воспитатель: А знаете, Русь раньше называли деревянной. А как Вы думаете, почему Русь называли деревянной?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. И кроватка для малыша тоже была из дерева.
А для того, чтоб малыш быстро засыпал была изобретена специальная кроватка для укачивания называемая колыбелька или зыбка (от колыбать, колыхать, качать, а песни, которые мама пела малышу, были названы колыбельными.
С древних времен колыбельные песни сопровождали человека всю его жизнь: сначала их поют малышу, потом уже став взрослым, он начинает их петь своим детям. Колыбельные появились очень давно, и будут существовать вечно. Дети восприняли их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыши засыпали, погружаясь в прекрасный мир сновидений. (Взять куклу и начать ее заворачивать в одеяло)
Звучит фонограмма колыбельной песни. (Кукла берется на руки воспитателем, и воспитатель начинает покачивать куклу на руках)
Обычно в доме такую колыбельку, изготовленную как, правило из луба подвешивали на потолке к гибкому шесту, а снизу с помощью веревки этот шест приводился в движение, что позволяло матери или няне, не отвлекаясь от повседневной домашней работы качать колыбельку с ребенком.
(Показать на колыбельке –игрушке как качается колыбель)
На Руси тема колыбели обрастала множеством мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенец ляжет в колыбельку, в нее сажали домашнего кота. Подразумевалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, и коту доверяли этот важный обряд. Возможно поэтому во многих колыбельных особое значение уделялось коту.
(Взять в руки игрушку Котика и положить в колыбельку)
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Основными мотивами колыбельных были благие пожелания сна, здоровья, жизни. Но также колыбельные использовались как своего рода заговоры, а иногда и как обереги. Предки считали, что колыбельная обладает особой народной магической силой для младенца. Поэтому часто в колыбель укладывали ритуальные вещи, выполняющие охранительную обережную функцию: кукол, ломоть хлеба, коготь медведя, зерна ячменя, ржи и т. д.
В старинных колыбельных часто были представлены и образы разных мистических существ, например, Сон, Дрема и Угомон (отсюда пошло слово неугомонный).
О чем же сказывалось в колыбельных песнях?
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься, словно "программируя" его будущее.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
А если мама сердилась, то и попугать могла: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
Искусству исполнения колыбельных учили с малолетства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер еще с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".
Древние придавали большое значение колыбельным песням, для них это было целым таинством, волшебством, через что поддерживается связь малыша с окружающим миром.
Для того, чтобы защитить ребенка и призвать к нему добрые сны, люльку украшали разнообразными оберегами. Так, бортики люльки украшали резьбой и росписью, в изголовье часто вырезали солнце, в ножках - месяц и звезды. В люльку клали крестик и иконку. Над люлькой крепили игрушки - погремушки. Люльку обязательно закрывали пологом.
А чтобы малышу не было одиноко и неуютно в мире взрослых, мама через пение колыбельной показывала ему, что все хорошо, все в порядке и выражала свою нежность к малышу, приговаривая: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка и т. д.
Вот почему народные колыбельные песни есть великое достижение народной педагогики, наполненное народной мудростью и пробуждающее в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
А Вам мамочки, бабушки поют песенки на ночь? И о чем эти песенки?
Дети: Да, поют. (Рассказывают содержание песенок)
Воспитатель: Вот так и передаются из поколения в поколения старинные песни, которые мы с Вами называем теперь колыбельными.
Проблемно-поисковый этап
Воспитатель: Дети, а Вы запомнили, какие рисунки, рисовали на колыбельках и что клали в кроватку малыша. Чтоб он лучше спал?
Дети: игрушку котика, хдебушек, крестик, звездочки, солнце.
Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь Вы сможете нарисовать рисунки на кроватках малышей.
Практический этап
Воспитатель: Дети, давайте попробуем вместе сочинить колыбельную песенку. Какие слова будем говорить и петь малышу?
Дети: Баю-баюшки баю, котик, серенький волчок, дам тебе я хлеба, налью молока, приходи наш котик.
Воспитатель: Правильно, Вы молодцы и теперь сможете помочь своим мамочкам помочь укачивать в кроватке маленьких братишек и сестрёнок.
….
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?
Дети: ДА.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети: Петь колыбельные песни
Воспитатель: Вы устали на занятие?
Дети: нет было очень интересно.
Последующая работа
Необходимо продолжить изучать традиции и декоративно - прикладное искусство народов России для развития творческих способностей детей, любовь и уважение к семейным традициям своего народа.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
реализации педагогической деятельности
в условиях ДОУ заключается в следующем:
«Ребенок, который знакомиться и получает знания по истории развития своего народа, будет и в последующие годы сохранять и множить традиции декоративно – прикладного искусства народа своей страны; вносить свой вклад в развитие современного общества будучи взрослым человеком.»
Использованная литература:
1. От рождения до школы : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Текст русских народных песен и колыбельных
3. Материал со страниц интернета