Рахматуллоева Мунира
Консультация для родителей «Когда и как учить ребёнка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас многие родители уже в 3-4 года беспокоятся, не пора ли учить с ребёнком буквы. Ведь у нас считается, что дошкольник должен уметь читать по слогам, выполнять элементарные арифметические операции и даже немного писать. Родителей можно понять — так они страхуются от неудач в первом классе, ведь если ребёнок хорошо подготовлен, то будет легче учиться.
Публикация «Консультация для родителей „Когда и как учить ребёнка читать“» размещена в разделах
Но не все знают, что только к 6-7 годам детский мозг созревает достаточно, чтобы учиться таким абстрактным вещам, как чтение. Поэтому научиться читать старшему дошкольнику несложно. А если нет, то ничего страшного — этому его обучат в первом классе. Для того, собственно, школа и существует.
Но мы поговорим о возрасте 3-4 года. Большинство родителей сходится на том, что в 3 года учить буквы ещё рановато, а вот с 4-5 уже пора. К тому же есть методики, где учат читать сразу целыми словами, и другие интересные варианты.
Так вот, согласно последним исследованиям, учиться читать до 6 лет не нужно, потому что у ребёнка развиваются другие функции мозга. И истории про то, что у соседки дочка в 5 лет уже сама книжки читает, обычно сильно преувеличены. Хотя всегда есть исключения из правил — юные гении и вундеркинды.
Понемногу учить буквы в этом возрасте можно при одном условии — если ребёнок сам проявляет интерес: спрашивает, что это за буква или что здесь написано, играет, что читает книги и т. д. Тогда в игровой форме можно начинать запоминать гласные буквы (большинство специалистов рекомендуют начинать с них). Однако гораздо полезнее будет начать с речевых развивающих упражнений, где нужно придумывать и проговаривать слова на одну и ту же букву, выделять буквы в словах на слух, связывать буквы и образы предметов, то есть опредмечивать их.
Покупая азбуку, лучше выбрать красочную, с яркими картинками, интересными для ребёнка. Очень хорошо, если буквы сделаны из дерева или пластика и их можно крепить на магнитную доску, собирать в разные группы (гласные, согласные, слоги и слова. Можно лепить буквы самостоятельно из пластилина или теста, раскрашивать и украшать их. Чем больше творчества, тем ребёнку интереснее, а значит память работает более эффективно.
Но самое главное, что нужно сделать заранее — это сформировать у малыша интерес к чтению и речевые навыки. Для этого необходимо с раннего возраста (с года и даже раньше) читать ему книжки, обсуждать сюжеты, просить пересказывать или самостоятельно сочинять сказки. Если ребёнок бегает за взрослым с просьбой «почитать», то с большой вероятностью он скоро захочет читать самостоятельно. И тогда всё произойдёт гармонично и вовремя, без траты лишних нервов с обеих сторон.