Анна Королева
Кинезиология как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста
«Кинезиология как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста».
Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднениями, в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Что такое кинезиология?
Публикация «Кинезиология как средство оздоровления и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Упражнения кинезиологической гимнастики, адаптированные для дошкольников, помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. В своей работе начала разработку конспектов с кинезиологическими упражнениями и элементами гимнастики.
Кинезиологические упражнения рекомендуется использовать в:
индивидуальной, подгрупповой, групповой работе, можно использовать в качестве динамических пауз:
ежедневно по 10-15 минут 2 раза в день;
в спокойной обстановке под мелодичную музыку;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
движения усложняются, и частота их выполнения растет;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
длительность занятий по одному комплексу составляет один месяц.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено или во второй половине дня после гимнастики пробуждения настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы.
• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно двигательного аппарата.
• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
• Массаж – воздействует на биологически активные точки.
• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Весь материал, предлагаем детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).
Сейчас вам предлагаю разложить карточки и проверить какое полушарие у вас развито больше.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас математический, мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.
Для этого попробуем выполнить несколько кинезиологических упражнений : растяжки, и т. д.
Комплекс № 1 (сентябрь)
Растяжка: развитие воображения, выразительности движений, снятие
напряжения.
Педагог обращается к детям «Ребята вы любите праздники? А что кроме
подарков, гостей и угощений украшает праздничное настроение. Конечно, это мыльные пузыри. Давайте вместе с вами превратимся в красивые мыльные пузыри». Дети «летают» по группе изображая выдувание мыльных пузырей, руками показывая «растущий» пузырь. Дети свободно двигаются. После команды педагога «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Дыхательные упражнения: «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох
через нос)
Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и
подуть)
Могу подуть направо, (голова прямо, вдох, голова направо, губы
трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы
трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди,
спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю! (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Телесные упражнения: развитие мозолистого тела “Мельница”
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки,
Испекли мы пирожки!
Дети выполняют движения так, чтобы рука и противоположная нога
двигалась одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время упражнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
“Робот”
Я робот не простой.
Я робот заводной.
Не кручу я головой,
Робот двигает рукой.
Робот двигает ногой.
Он тогда такой смешной.
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
Глазодвигательные упражнения: Педагог раздает детям картинки. Дети
смотрят на картинку, примерно 5 секунд, не отрывая глаз. Затем переводят взгляд на окно на 5 секунд. Делают упражнение 4-5 раз, не напрягая глаз.
Релаксационное упражнение: “Птички”.
Педагог предлагает детям, (под музыкальное сопровождение, представить себя маленькими птичками. Летать по душистому летнему лесу, вдыхать его ароматы и любоваться его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.