Ольга Пронягина
Картотека дидактических игр для детей второй младшей-средней групп. Игры с предметами
▼ Скачать + Заказать документы
игр для детей средней групп.
Игры с предметами»
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
• ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?*
Публикация «Картотека дидактических игр для детей второй младшей-средней групп, Игры с предметами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».
Ход игры. Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.
Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.
Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.
Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, скажем в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические — положить на поднос, сделанный из металла, деревянные — на деревянную дошечку, пластмассовые— на такой же поднос и т. д.
В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет :
— Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!
Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.
• НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ *
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.
Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.
Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.
Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.
— Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковые найди! — заканчивает воспитатель.
Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:
— Раз, два, три! Одинаковых найди!
Дети сразу пытаются назвать двух матрешек воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.
Дети молчат. Далее воспитатель переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.
— Раз, два, три! Одинаковых найди! — говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух
одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав, способствуя тем самым формированию умения преодолевать негативные проявления характера.
• НОВОСЕЛЬЕ КУКЛЫ*
Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей "доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.
Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.
Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.
Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и оставляет лишь на полу ковер. Все убранство и игруш-ки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.
— У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.
Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.
Педагог говорит:
— Вот теперь мы и поиграем в игру — новоселье. Рита по-смотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое : я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, Юля и Марина и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.
Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить:
— Теперь пойдут Вова, Галя и Вика и принесут посуду — обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы
делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?
— Игрушки! Много игрушек! — говорят дети. Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.
В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное — воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно потом устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.
В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.
МАГАЗИН*
Дидактическая задача. Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.
Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют.
Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.
Ход игры. Воспитатель сообщает:
— Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете!»
Один из детей выбирает игрушку и рассказывает:. . — Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.
— Фонарик,— догадываются дети.
Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.
Витя, покажи, что ты купил,— просят дети.
А вы отгадайте, тогда покажу,— говорит Витя. — Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.
Свисток! Покажи!
Вова показывает свисток, а тот, кто первым отгадал — назвал свисток, идет покупать себе игрушку.
И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением: «Магазин закрывается на обед». Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать:
— Витя, когда будете играть на участке в хоккей, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.
Дети уже в группе договариваются, кто будет играть в хоккей.
— А я буду играть в разведчиков: у меня фонарик. Я и ночью увижу врагов. Давай, Сережа, играть в разведчиков. Я тебе дам фонарик тоже поиграть!
Так через полученную («купленную», в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.
• «ЧТО КОМУ?»
Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Игровые действия. Поиск нужных предметов.
Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий — игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др.
’ Воспитатель приглашает по рдному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».
Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая — профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
• «КТО ЧТО СЛЫШИТ?»
Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.
Игровые правила. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.
Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.
Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.
За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шур-шат»,— догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, шелестят листья и др.
• УЗНАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ*
Дидактичекая задача. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов : справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. ; воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активизировать словарь.
Игровые правила. Называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.
Игровые действия. Перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.
Ход игры. В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки
- Дети, к нам в гости пришел Петрушка и хочет с вами по- играть. Как мы будем играть? Петрушка, расскажи детям! —
начинает игру воспитатель. i
Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.
— Дети, сейчас мы будем с вами играть,— говорит Петрушка. — Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша?
Посередине стола!
А пирамидка?
Справа от нее,— отвечают дети.
А как можно сказать, где стоит матрешка?
Она стоит слева от Маши.
— Запомнили, где стоят игрушки? Вова, скажи, где стоит Матрешка?
— Она стоит слева от Маши.
— Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла Маша между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?
Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка. Петрушка обращается к детям:
— Что изменилось здесь? Где стоит сейчас Маша? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Вова, скажи, где стоит сейчас Маша?
Она стоит впереди.
А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Оля!
Они стоят сзади куклы Маши.
— Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете.
Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Петрушка говорит:
А сейчас кто назовет, что изменилось? Что я переставил? Дети недоумевают:
Ничего не переставил.
— Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше,— говорит Петрушка.
Дети повторяют :
— Они так и стояли: Маша впереди, а матрешка и пирамидка сзади.
Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.
Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения ориентироваться в пространстве. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помогать ему находить нужную игрушку.
Усложняя игру, воспитатель увеличивает количество игрушек, а также усложняет правила игры : рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками: в одежде, положении рук, ног куклы, величине пирамидки, матрешки и др.
• ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?
Дидактическая задача. Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.
Игровые правила. Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют).
Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.
Ход игры. Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)
В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке.
Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки.
После того как непосредственный интерес к игрушкам удов-летворен, воспитатель объясняет правила игры :
— Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный мешочек», а сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (Показывает зна-комый детям синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)
Дети отвечают:
Шар, синий шар. Он катится.
А как вы узнали? — спрашивает воспитатель.
Да ведь видно сразу! — весело отвечают дети.
— Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится,— подтверждает воспитатель. — Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и при-несет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.
Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.
— Молодец, Костя, ты был очень внимательным. Выбирай теперь игрушку и расскажи ребятам о ней,— говорит воспитатель.
В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения воспитатель помогает:
— Боря, возьми в одну руку мяч, в другую шар. Что можно сказать о шаре еще?
— Шар тяжелее мяча,— догадывается мальчик.
Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.
Двигательная активность в игре предупреждает утомление детей, повышает их эмоциональный тонус, активизирует мышление, внимание и речь.
• КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ?*
Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Игровые правила. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
— А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее собе-рет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) — овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2—3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овоши и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз — флажок. Под звуки марша победители идут с флажком по кругу. Так можно закончить игру.
ГОРЯЧО — ХОЛОДНО*
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознатель-ность, находчивость; развивать связную речь.
Игровые правила. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.
Игровые действия. Поиск матрешки, называние растения; при приближении к матрешке говорить слова «тепло, тепло!», при удалении от нее — «холодно, холодно!», совсем приблизиться — «горячо!».
Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате, вос-питатель ставит так, чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:
— Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо — холодно». Чтобы не ошибиться, надо знать правила Кто-нибудь из вас — водящий (мы выберем его считалочкой, выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое-нибудь растение. Когда скажем: «Заходи!», водящий будет искать мат-решку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку: если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем: «Холодно, холодно!», если же он будет подходить ближе, скажем: «Тепло, тепло!» А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем: «Горячо, горячо!» Значит, здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило.)
Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети. Игра начинается.
Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку. Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре. Для игры следует сначала взять 4—5, а затем до 8 растении, названия которых должны знать в средней группе герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан, колеус, алоэ, аспарагус, душистая герань, бегония реке.
Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под душистой геранью» или: «Матрешка спряталась за аспарагусом». После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильными окончаниями слов: сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.
Эта игра проводится после того, как у детей накоплены знания о комнатных растениях.
К ДЕРЕВУ —БЕГИ!*
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровые правила. Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву — беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Игровые действия. Поиск нужного дерева, разыгрывание фантов.
Ход игры. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит:
— Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву — беги!». Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот платит фант, а потом в конце должен отыграть его. Помните, как мы это делали: надо будет выполнить такое задание, какое мы придумаем. Так что будьте внимательными, не ошибайтесь!
У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит.
Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево.
— Раз, два, три! К этому дереву — беги! Дети бегут к елке.
Елочка, это наша елка! — радостно узнают в описании свое любимое дерево, возле которого они не раз устраивают праздник, водят хороводы.
А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Лена, какое ты знаешь дерево? Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья,— предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.
После рассказа-описания Лены воспитатель дает команду:
«Раз-два-три! К этому дереву — беги!» Здесь возможны ошибки детей : не к тому дереву подбежал, неправильно назвал. Воспита-тель предлагает внимательно посмотреть на дерево, чтобы играю-щий понял свою ошибку. «Ошибся — плати фант! — напоминает о правиле воспитатель. ( Фантом может быть любая вещь: плато-чек, значок, ленточка, стеклышко и др.) Так игра продолжается, пока не назовут деревья, которые растут на участке (до 10 де-ревьев). Игра заканчивается разыгрыванием фантов. Она пройдет живо и интересно, если будут придуманы занимательные задания.
— В этой корзинке у нас фанты тех ребят, кто ошибся. Хотите отыграть их? Ну, тогда слушайте внимательно и быстро выполняйте все, что мы вам скажем.
Вызывает к себе более смышленого, находчивого из ребят и предлагает ему отвернуться. Вынимает из корзиночки ленточку Лены и спрашивает у отвернувшегося ребенка:
Костя, скажи, что этому фанту сделать?
Попрыгать, как лягушка.
Лена встает и прыгает как лягушка, квакает.
— Хорошо. Получай свою ленточку.
— А этому что фанту делать? — спрашивает воспитатель, показывая детям значок Юли.
Водящий не знает, чей это значок. Он отвернулся.
— Пусть она сядет на пол и встанет, не помогая себе руками. Юля пробует это сделать, но не сразу получается. Детям
весело. Юля настойчиво добивается и встает без помощи рук.
— Получай свой значок! Молодец, Юля!
Так поочередно возвращаются фанты их хозяевам, и игра заканчивается с хорошим, веселым настроением детей.