Анастасия Белавина
Консультация «Как знакомить дошкольников с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Статью подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №253»
Белавина А. Г.
«Как знакомить дошкольников с природой»
Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Разнообразный мир растений, животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей знания об окружающем мире.
Публикация «Консультация „Как знакомить дошкольников с природой“» размещена в разделах
Знакомя дошкольников с природой и окружающим миром, можно использовать разные методы:
- Наглядные методы (наблюдения). Это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Можно проводить наглядное наблюдение, наблюдения с использованием раздаточного материала.
- Практические методы (игра). Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о различных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижны и творческие игры.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах, явлениях природы, растениях и животных. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже осваивают знания.
Творческие игры отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, осваивают знания о труде.
- Элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, проводимое в определенных условиях. Опыт используется как способ решения познавательной задачи.
- Словесные методы. К таким методам можно отнести рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседу. Книги о природе воздействуют не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Основоположниками детской природоведческой литературы являются В. В. Бианки, М. М. Пришвин, Н. М. Павлова.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.
- Занятия, дают возможность формировать знания с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор метода зависит от вида занятия и его задачи.
- Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. Экскурсии формируют у детей первичные мировоззренческие представления, существующие в природе.
- Прогулки. На прогулках дети знакомятся с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время.
Дети очень любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами свойствами, с окружающей природой и явлениями.
Также ознакомление детей с природой требуется и в детском саду, обычно одним из условий, обеспечивающих это, является наличие уголка природы. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания.
В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени. Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение.
В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.
К 5-ти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.).
Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла).
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке.
Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).