Лучший педагог года

Консультация «Как знакомить дошкольников с природой»

Анастасия Белавина
Консультация «Как знакомить дошкольников с природой»

Статью подготовила воспитатель

МБДОУ «Детский сад №253»

Белавина А. Г.

«Как знакомить дошкольников с природой»

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Разнообразный мир растений, животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей знания об окружающем мире.

Публикация «Консультация „Как знакомить дошкольников с природой“» размещена в разделах

Знакомя дошкольников с природой и окружающим миром, можно использовать разные методы:

- Наглядные методы (наблюдения). Это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Можно проводить наглядное наблюдение, наблюдения с использованием раздаточного материала.

- Практические методы (игра). Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о различных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижны и творческие игры.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах, явлениях природы, растениях и животных. Такие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже осваивают знания.

Творческие игры отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, осваивают знания о труде.

- Элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, проводимое в определенных условиях. Опыт используется как способ решения познавательной задачи.

- Словесные методы. К таким методам можно отнести рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседу. Книги о природе воздействуют не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Основоположниками детской природоведческой литературы являются В. В. Бианки, М. М. Пришвин, Н. М. Павлова.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.

- Занятия, дают возможность формировать знания с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор метода зависит от вида занятия и его задачи.

- Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. Экскурсии формируют у детей первичные мировоззренческие представления, существующие в природе.

- Прогулки. На прогулках дети знакомятся с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время.

Дети очень любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами свойствами, с окружающей природой и явлениями.

Также ознакомление детей с природой требуется и в детском саду, обычно одним из условий, обеспечивающих это, является наличие уголка природы. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания.

В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени. Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение.

В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

К 5-ти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла).

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке.

Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).

Публикации по теме:

Как знакомить дошкольников с космосом.Как знакомить дошкольников с космосом. Уважаемые коллеги, друзья и гости предлагаю вашему вниманию методический материал по теме «Космос», который можно использовать в работе.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?»Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?» Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего возраста с музыкой?» Музыка сопровождает человека всю жизнь. Музыка непосредственно.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Консультация для родителей. «Как знакомить детей с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в феврале» Учимся наблюдать за изменениями в природе. Наступил февраль - самый снежный месяц зимы. Именно в феврале на улице завывают метели, крутят.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в марте» Учимся наблюдать за изменениями в природе. Наблюдения за прилетевшими птицами. Если во время прогулок с ребенком в парке вы увидели скворцов,.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой»Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Уважаемые родители! Учите ребёнка наблюдать. Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником?Нужно ли знакомить детей с праздником Светлой Пасхи? И как познакомить дошкольников с православным праздником? Когда-то давным-давно у нас на Руси традиции и обычаи передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как знакомить дошкольников с природой»
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 08:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как знакомить дошкольников с природой»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Белавина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД