Оксана Кулагина
«Как влияют творческие игры на развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 3
1. Цель, задачи и принципы организации творческих игр воспитателями в детском саду…5
2. Характеристика творческих игр, творческие игры природоведческого содержания….7
3. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью…11
4. Специфика организации и проведения творческих игр…13
Заключение…. 16
Литература…17
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «„Как влияют творческие игры на развитие детей“» размещена в разделах
Дошкольное детство-короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение ко всему окружающему, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, в процессе которой формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми. Такие психологи, как Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г. рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез.
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА- деятельность в условной ситуации, результатом которой становятся личностно значимые для играющих продукты воображения, представляющие собой ситуативно значимые материальные и духовные ценности.
В игре развивается умственная активность, которая связана с воображением, творческими способностями.
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТВОРЧЕСКИХ ИГР ВОСПИТАТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ
Содержание творческой игры опирается, с одной стороны, на обогащение опыта ребенка, включение его в мир взрослых, с другой стороны, на его потребность в удовлетворении любознательности, получении новых впечатлений, свободной игровой деятельности, т. е. творческая игра имеет социокультурную природу.
Основной целью воспитателя детского сада в процессе формирования творческих игровых действий дошкольников является корректная, профессиональная организация творческих игр, как моделирующих социокультурные ситуации, так и основанные на творческих замыслах и сюжетах. Конечной целью является выход на самостоятельную творческую деятельность детей, создание замысла, сюжета, исполнение ролей, подбор атрибутики и игровых предметов.
Важным компонентом творческой игры является роль, выполнение и исполнение которой дает возможность дошкольнику одновременно и действовать в соответствии с установленными нормами, правилами, социальными моделями поведения, и творчески насыщать свое исполнение индивидуальным содержанием, опираясь на воображение, фантазию, импровизацию. Кроме того, творческая игра оказывает воспитателю детского сада неоценимую помощь в развитии коммуникативных способностей и умений дошкольников.
Задачи, решаемые в использовании творческих игр для дошкольников разнообразны и значимы:
Обучение детей игровому взаимодействию с партнерами;
Овладение детьми способами ролевого поведения и коммуникативными моделями;
Развитие творческой самостоятельности детей в организации игры;
Развитие осознания полифункциональности окружающего мира, позволяющего овладеть навыками импровизации.
Принципы организации творческой игры для дошкольников :
Играть вместе с детьми: это обусловлено естественностью и свободой ощущений и поведения детей в успешной творческой игре, которая требует партнерских отношений между участниками. Единая увлеченность игрой позволяет детям воспринимать советы воспитателя, приемы обучения игровым действиям не как приказ, давление, а как совместную находку, озарение.
Постепенное усложнение содержания и способов построения творческой игры : эта динамика связана как с разными возрастными этапами дошкольного детства, так и с изменениями внутри детей одного возраста. Увлекательная, вдохновенная творческая игра, в которой достигается творческий результат признанный сверстниками и взрослыми, раскрепощает детей, способствует освоению игрового материала.
Ориентация при формировании игровых умений не только на игровое действие, но и на пояснение смысла партнерам: подобная стратегия обеспечивает совокупное развитие способности к самостоятельной игре и согласованной игре с партнерами. Основным средством данного принципа является сюжет игры, причем не только со стороны темы, но и со стороны организации, а также использование сюжетных игрушек, атрибутики.
При профессиональном педагогическом руководстве творческой игрой со стороны воспитателя, содержание творческих игр дошкольников обогащается, сюжеты становятся более сложными, развитыми.
Отдельные элементы творческих игр, при развитии самостоятельности, творческого воображения, мышления детей могут выделяться в отдельные игровые ситуации и становиться самостоятельной игрой.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР,
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Понятие «творческая игра» : что включает в себя оно? К категории данного вида деятельности относятся сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические. Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. В программе детского сада указана тематика обязательных игр этого вида. К ним относятся «Семья», «Детский сад», «Школа», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Задача взрослых-создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры «Семья» должен быть организован уголок «Кухня», где имеется посуда, мебель, муляжи продуктов питания. Идеальный вариант- это обустройство и кукольной спальни и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы. Хорошо, когда в условиях детского сада или лома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа-семья-магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно. Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как «Стройка», «Огород», «Ферма», «Зоопарк», «Транспорт».
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ. Данный вид деятельности способствует развитию всех психологических процессов дошкольника: мышления, памяти, воображения, внимания. Участие в играх-драматизациях у малыша воспитываются такие личностные качества, как отзывчивость, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Кроха учится понимать настроение героя и передавать его, осваивает способы внешнего выражения чувств при помощи мимики и голоса. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют малышей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе. Приведем примеры данного вида деятельности: кукольный театр : пальчиковый, на фланелеграфе, на руке, теневой, театр живой куклы; игры-спектакли; праздники и утренники; драматизация по известным детям художественным произведениям. Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполнили свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка. Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: масок, костюмов, кукол. Кстати, делать их можно вместе с детьми, что будет еще одним хорошим способом развития творческих способностей маленьких непосед.
КОНСТРУКТИВНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. Эта разновидность творческой игры формирует у ребенка умение ориентироваться в пространстве, устанавливать и соотносить величину и пропорции предметов (кубиков, цилиндров, кирпичиков, камешков, постигать простейшие законы физики. Участвуя в этом виде деятельности, малыш знакомится с профессией строителя, архитектора, дизайнера. Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулируют муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир, договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации. Чтобы игра была интересной и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида
(грузовики, тракторы, подъемные краны, наборы инструментов, песок.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ. Данный вид игр предполагает участие одного ребенка. Здесь задания даются на развитие художественных способностей, логического мышления, фантазии, проявление смекалки. Рассмотрим примеры таких игр.
• «Клякса». На лист капается краска в виде кляксы. Задание: преврати кляксу в предмет. Ребенок дорисовывает какие-либо элементы, чтобы изображение приобрело выражаемого им предмета.
• «Чудо-палочки». Из счетных палочек на столе выложен квадрат или треугольник. Задание: добавь палочки так, чтобы фигура стала напоминать какой-либо предмет.
• «Картины из крупы». У ребенка на листике нарисован эскиз животного. В тарелочках предложены разные виды крупы (макаронные изделия, семена овощей). Задание: оформи аппликацию из тех материалов, которые тебе нравятся. Ребенок подбирает крупы по цвету, структуре, приклеивает их на эскиз.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме,в свинарнике, теплице и т. д., идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к труду, способствует обогащению содержания игр.
Одним из видов творческих игр являются СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (песок, глина, камешки, шишки и т. д.).В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель дает знания не в готовом виде, ас помощью поисковых действий. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигуры и людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, перчатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки из цветного льда и т. д.
Ценность природного материала- в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.
3. РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЗНАКОМСТВЕ
ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНЬЮ
Игра-явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Воспитательное значение во многом зависит от профессионализма педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра для ребенка- это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. В игре развивается творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Игра не только закрепляет имеющиеся у детей знания и представления, но и является своебразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями. Содержание игр определяется только окружающей жизнью.
Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. Игра возникает тогда, когда у детей есть яркие, конкретные представления. Но необходима еще заинтересованность детей, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, в старшем- стремится передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.
Игры, придуманные детьми, построены на замысле. Замысел- не плод отвлеченной мечтательности ребенка, он является результатом наблюдения окружающего. Характерно, что осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше вырисовывается значение правил в игре. Так как творческие игры создаются на основе наблюдения окружающего, но они, тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. Поэтому в играх ребенок усваивает нормы нравственности этого общества незаметно, без особых пояснений.
4. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ИГР
Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. В творческой игре и сюжет, и правила, и роли изобретаются самими детьми, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом. Что представляет собою творческая игра в младшей группе?
В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Объединяются в игре обычно не более двух- трех детей. Характерная черта смена замысла игр. Обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому, от одной роли к другой.
Основная задача руководства играми на этом этапе, состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла игры, развитию его в определенный сюжет. Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые. Ребенок изо дня в день катает пустую коляску. Стоит предложить ребенку посадить в нее куклу, как игра изменяется, приобретает определенную целенаправленность, замысел. Группка детей, начав играть в «поезд», не сумела своими силами развить этот замысел : посидев несколько минут рядом а стульях, дети разошлись. Поддержав замысел такой игры своим участием в ней, воспитатель закрепит интерес детей. Ролевые действия- «машинист ведет паровоз», «мамы ухаживают за дочками» и т. д. -отрывочны. Детей увлекает само действие- грузить, пересыпать, перекладывать. Однако действия эти в большинстве случаев ребенок связывает с их ролевым значением- возит груз шофер, варит пищу мама или повар. В руководстве развитием замысла игры нам представляется важным не предлагать детям готовых ролей, а подготавливать их возникновение обогащением ролевых действий. Неправильно вводить в творческие игры дидактические игрушки в расчете на их обучающую роль. Опыт показывает, что эти игрушки в творческой игре утрачивают свои качества. Что с ними делают дети? Бочонок, яйцо, окрашенное в красный или синий цвет, делятся на две половинки и превращаются в чайные чашки или радионаушники. Большое место должен занять неоформленный материал4 так в играх дети используют коврики из материи, делая из них крышу дома, одеяльце, собачью конуру. Принимая во внимание особенности развития игры в младшем дошкольном возрасте, нужно давать детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить индивидуальные запросы, так как коллективное использование игрушек детьми этого возраста серьезно рассчитывать нельзя, хотя к этому их надо вести постепенно.
Творческие игры в среднем дошкольном возрасте носят коллективный характер. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. В среднем возрасте роль приближается к изображению определенного лица. Теперь ребенок выбирает себе роль и применительно к ней исполняет ролевые действия. Таким образом, роль постепенно приобретает решающее значение.
Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, которые с свою очередь исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Искусство руководства состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к явлениям жизни, а этого одним приказанием добиться невозможно. Нужно направить детей на наблюдение окружающего и руководить эти наблюдением. Воспитателю следует заботиться о содержании детских игр. Более настороженно нужно следить за проникновением в детские игры отдельных отрицательных влияний и преодолевать их, помня о том, что и правило в игре, и роль-это воспитание у ребенка положительного отношения к окружающему, развитие его личности.
В играх старших дошкольников при условии правильного воспитания ясно выражен замысел, развит сюжет, оформлены роли, ролевые правили и действия. Ребенок чаще использует игрушку-куклу, приписывая ей роль, в которой действует и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Поэтому в старшем возрасте для детей необходимо больше неоформленного материала, из которого дети могут делать игрушки, отвечающие их замыслу. Например, это лодочки, стрелы из бумаги. Старшие дошкольники стремятся научиться делать их, потому что пользуются ими в игре и хотят быть независимыми от взрослых.
Особенно сложно воспитателю руководит игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.
Таким образом, задача воспитателя на всех этапах развития дошкольника заключается в том, чтобы помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры, найти свое место в игровом коллективе и стать его активным игроком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра- вид деятельности, в процессе которой строится личность дошкольника, его морально-волевые качества; в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Творческая игра влияет на ребенка всесторонне, является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом влиять на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствия национальной розни, которые закрепляются в сознании детей с ранних лет.
В творческой игре ребенок не просто изображает виденное им, запечатлевая какое-либо событие, те или иные отношения. В этих играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения того, что взято из жизни.
Благодаря исключительному влиянию творческой игры на развитие личности ребенка она является важным средством воспитания с первых лет жизни на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются пего познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. ; Л. ,2013.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. -М., 2014.
3. Воспитание детей в игре. / Сост. :А. К. Бондаренко, А. И. Матусик; Под. ред. Д. В. Менджерицкой. -М. :Л. ,2015.
4. Игры детей. Сост. П. И. Дымшиц. М., 2011.
5. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста)/ Сост. Г. Н. Гришина. -М. :ТЦ «Сфера», 2013.-96 с.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. ,2009.
7. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Младшая группа/В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. -м. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-160с.
8. Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М, 2013.
9. Российская педагогическая энциклопедия. -М. ,2014.
10. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/авт. -сост. О. Е. Белова. -Волгоград: Учитель. 2015.-154.