Людмила Максимова
«Как устроены перья у птицы». Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей
Познание:
Установить связь между строением пера и образом жизни
Познакомить со строением махового и пухового пера
Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавоющих птиц загрязнение водоемов, рек, морей нефтью
Художественное слово:
Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.
Здоровье + физическая культура:
Способствовать развитию мелкой и общей моторики
Предупреждать утомляемость детей.
Коммуникация + социализация:
Публикация «„Как устроены перья у птицы“, Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Расширять эмоциональную сферу детей.
Сформировать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми
Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам, попавшим в беду.
Развивать самостоятельность.
Безопасность:
Соблюдать основы безопасности при организации опытов.
Методы и приемы:
Социоигровые ситуации
Беседы
Художественное слово
Продуктивная деятельность
Опыты
Предварительная работа:
Игры «Опиши птицу»
Рассматривание иллюстраций
Рисование птиц
Лепка птиц
Организация развивающей среды:
1. Коробка для лабораторных исследований
2. Перья маховые, пуховые, крылья
3. Камни
4. Весы, молнии
5. Схемы пера, крыла, полета птиц, хвостов
6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло
7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки
8. Ножницы, клеенка
9. Нефть
10. Гуашь, силуэты птиц в полете
11. Цветные перья
1 часть. Вводная.
Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)
- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку
«По лесу летало, в воде болтыхалось.
В воду упало и сухим стало»
Дети отгадывают – перо.
Открываю, показываю., да, это перо.
- Чье это перо?
- Птичье.
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.
Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо.
Дети усаживаются за столами.
- Чем отличаются птицы от животных? Людей?
- Они умеют летать.
Ставлю на доску схему оперения птиц.
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.
- А за счет чего летают птицы?
- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)
Показ крыльев от разных птиц.
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)
2 часть.
- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.
Ищем отличия (цвет, различия)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматриваем.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень.
Делают вывод – легкое.
Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.
Делаем вывод.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера,)
Опыт с молнией.
Закрепляем, что это перо «маховое»
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Находим пуховые перья на крыльях.
- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.
Схемы хвостов.
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.
- Они могут погибнуть (картинка)
- Почему?
- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)
Перо стало тяжелое, слиплись волоски.
- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.
3 часть.
- А где в быту нам может пригодиться перо?
- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
Ими украшают шляпы, одежду.
- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
- А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).
- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?
- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых,
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.