Наталья Ступина
Консультация «Как развивать логическое мышление у дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать логическое мышление у дошкольников?»
Развитие познавательной сферы дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Она имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, но и готов ли он к получению новой информации, умеет ли рассуждать и выражать свои мысли, насколько сформирован навык произвольного поведения, умение образно и логически мыслить.
Публикация «Консультация „Как развивать логическое мышление у дошкольников?“» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию игры, логические задачи, которые помогут развивать у детей психические процессы, такие как память, внимание, воображение, логическое мышление.
1. Игры на формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий.
Необходимо помочь детям овладеть наиболее продуктивными методами познавательной деятельности. Использовать схемы, планы, модели, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Найти способ научить ребёнка применять свои знания на практике, а именно в детских видах деятельности.
Творческое мышление развивать анализом проблемы с разных сторон; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи, игры - эксперименты, проблемные ситуации. Очень полезны для развития познавательной сферы загадки, логические задачи и т. п. Решая задачи на логику, память и мышление, ребёнок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия, в которых разгадка не является очевидной. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами, одним из которых является занимательность. Элементы занимательности имеют место в задачах, которые можно активно использовать в процессе математического развития дошкольников. Они вырабатывает ценные умственные качества: последовательность мысли, логичность, сообразительность, смекалку. Развитие сообразительности у детей не нужно путать с умственным развитием. Это совершенно разные вещи: не всегда умный человек является сообразительным. Сообразительность проявляется следующим образом: молниеносная оценка ситуации и быстрое нахождение правильного способа действия; креативность мышления и умение находить нестандартные решения. Именно эти способности и свойственны детям. В дальнейшем социальные и физиологические факторы приводят к утрате этого важного качества. Чтобы мышление детей не стало шаблонным и они не перестали непосредственно и творчески подходить ко многим вещам в процессе обучения в школе, смышлёность и находчивость нужно развивать уже в дошкольном возрасте.
Игры, целью которых является развитие мышления :
«Говори наоборот»
Инструкция: взрослый говорит ребё нку: «Я буду называть слово, а ты назови слово, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот, «маленький». Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, чёрный - белый, старый - новый, горячий - холодный, пустой - полный, лёгкий - тяжёлый, чистый - грязный, ученик - учитель, больной - доктор, ребёнок - взрослый, лёд - вода, силач - слабак, артист - зритель, ходить - стоять, смеяться - плакать и т. д.
«Ассоциации»
Инструкция: взрослый предлагает назвать цепочку слов, которые придут на ум, когда они услышат названное им слово, например: дерево – лес, лист, ветка, корень, ствол, земля, вода, листопад и т. д. Когда ребёнок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации к любому слову.
Логические задачи :
Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играл Антон?
Вика и Катя любили рисовать карандашами и красками. Вика не захотела рисовать красками. Чем стала рисовать Катя?
Рыжий и Чёрный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, а чёрный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Чёрный клоуны?
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
Две машины ехали по широкой и узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка?
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Ещё у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыплёнок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыплёнок?
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит?
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет ни на самом верхнем этаже, ни на самом нижнем. Саша живет ни на среднем этаже и ни на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задачи - шутки на сообразительность и смекалку:
Кто быстрее плавает утёнок или цыплёнок?
Упали два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
Сели на воду 3 воробья. Один улетел, сколько осталось? Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Кто громче замычит петух или корова?
Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зелёный, третий жёлтый.
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
Плывут два цыплёнка, один лапками гребёт, другой крылышками. Который быстрее доплывёт?
По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана? Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи? Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
Когда собака бывает в конуре без головы?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?
Один банан падает с ёлки каждую минуту. Сколько их упадёт за пять минут?
Что едят крокодилы на северном полюсе?
Какой цвет волос у колобка?
Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю. Сколько детей видела собачка?
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (пустой)
0тчего крокодил зелёный? (от хвоста)
Как в решете воды принести? (лёд) На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?
Сколько мёда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
Сколько орехов в пустом стакане?
На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарки?
От чего кошка бегает? (летать не умеет)
Сколько цыплят вывел петух, если он снёс 5 яиц?
Может ли петух себя птицей назвать?
На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
Где вода столбом стоит? (колодец, стакан)
Удачи вам!