Анастасия
Как развить выразительную и эмоциональную речь ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, которая рассматривается как качественная характеристика речи, тесно связанная с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Публикация «Как развить выразительную и эмоциональную речь ребенка» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Выразительности речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей 4-5 лет и языковой – у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Это важно потому, что есть люди с богатым духовным содержание, прекрасно владеющие выразительной речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух – трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией (другими детьми, взрослыми).
Воспитатель может рекомендовать родителям играть с детьми «в театре», где родители и дети являются артистами. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что ее тематика практически неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок знакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают его думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.
Все это позволяет решать многие задачи т по подготовке ребенка к школе, касающиеся вопросов формирования выразительности речи интеллектуального, художественно – эстетического воспитания. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у ребенка эмпатии, являющейся необходимым условием взаимодействия с людьми.
Одни из главных условий развития эмоциональной речи ребенка – эмоциональное отношение взрослого к прочитанному. При чтении книг детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослых. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.
Старшим дошкольникам можно читать более сдержано, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ребенком нового содержания. Ни в кое случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить ребенку возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Необходимо следить, чтобы своей активностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в слушателя. Нельзя допускать страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на сцену.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу с ребенком, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как ты догадался об этом?» Или после чтения произведения А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» предложить следующий вопрос: «Какие героев этого произведения можно назвать злыми?»
Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше будет уровень театрализованной деятельности. Поэтому при чтении какого – либо текста необходимо широкое использование комплекса средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ребенку полнее высказаться, проявить свои чувства создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Как же следует реагировать на эмоциональную активность ребенка во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать полноценно переживать события сказки, замаскирует многие эмоциональные оценки.
Для развития у ребенка умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать упражнения – проблемные ситуации типа: «Ты с этим согласен?» Например, прочитать отрывок из сказки «Волк и семеро козлят» и спросить: «Ты согласен, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки? (Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся) Почему ты так думаешь?» Или, показывая детям иллюстрацию с лисой, спросить: «Ты согласен, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему ты так решил?» Отвечая на данные вопросы и объясняя, почему именно так он думает, ребенок вынужден вспоминать текст и представлять определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального, играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.).
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в записи русской народной мелодии «Курочка и Петушок» можно спросить ребенка, подходит ли эта музыка образу смелого Петуха из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить ребенку загадать взрослому загадки путем имитации движений различных животных.
При обучении ребенка средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ему возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетаний (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Для обучения старших детей средствам речевой выразительности можно использовать более сложные упражнения. Например, предложить ребенку произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и др. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другом слове) : «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса взрослого – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить какие – либо задания ребенку, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Такие упражнения закономерно приводят к необходимости ознакомления ребенка с основными эмоциональными состояниями (радости, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, так как без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.
Можно предложить ребенку разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя.
Серьезная проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей требует глубокого вдумчивого наблюдения за ребенком. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Поэтому зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Накопление ребенком эмоционально – чувственного опыта - длительный процесс, однако он приносит неоценимые результаты в плане развития личности.