Лисовская Екатерина Юрьевна
Консультация «Как приучить ребенка к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все больше людей вырастает, так и не взяв в руки книгу.
Многие родителей задаются вопросом: «Почему наши дети перестали читать?». А в это же время в школах, на уроках литературы, главным критерием оценки умения детей является знание классической художественной литературы и понимания ее проблематики, иными словами: о чем автор хотел поведать своим читателям. Для того чтобы ответить на этот вопрос ребенок должен в первую очередь прочитать книгу. Но зачастую, вместо того чтобы насладиться чтением полноценного художественного произведения, дети находят менее объемный и информативный его аналог: это может быть пересказ произведения, лицензия на произведения, или же просто не читают его во все. С чем же это связано?
Публикация «Консультация „Как приучить ребенка к чтению“» размещена в разделах
В первую очередь в современной действительности, где жизнь протекает в быстром темпе, на детей наложена много различных обязанностей: школа, домашнее задания, различные секции, домашние обязанности. Помимо прочего нужно еще пообщаться с друзьями «поседеть» в интернете или телефон, посмотреть интересный фильм или послушать музыку. Во всем разнообразии повседневных дел и развлечений дети не находят интересным тратить свое свободного времени на чтения книг.
Как же быть? Уговаривать? Заставлять? «Стоять» над ребенком до тех пор, пока он не дочитает книгу? Или же просто взять и включить фильм, снятый по ее мотивам?
А ведь отказ от чтения ведет к многим последствиям: обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушается процесс вхождения молодого человека в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. Не читающие дети, вырастая и становясь родителями, которые не приручают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей целых поколений.
Что же поможет исправить эту ситуацию?
Для начала, ребенку с самых малых лет нужно начинать читать сказки, ведь если он будет видеть маму или папу с книгой, то в виду своих возрастных особенностей, захочет подражать взрослому и в будущем, освоив чтение, сам возьмет в руки книгу. С 3-5 лет ребенка лучше начать знакомить с русскими классическими сказками, желательно в стихах, чтобы малышу было проще воспринимать текст на слух. И конечно, сказка должна быть ярко иллюстрирована, чтобы было, на что наглядно опереться. Вот несколько примеров таких сказок: В. Шамонин-Версенев «Про Емелю и щуку-волшебницу», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Теремок» (обр. Е. Чарушина);«Лиса-лапотница» (обр. В. Даля);«Хитрая лиса» (корякская, пер. Г. Меновщикова);«Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);«Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);«Перчатки» - С. Маршак; «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин. Соблюдая эти правила, во время чтения, родители могут усушать от ребенка : «Давай я буду перелистывать, а ты читать», тем самым у ребенка начинается формироваться интерес к чтению и желания держать в руках книгу.
С 6-7 лет, с освоением чтения, ребенок может сам выбирать, что ему интересно читать. Однако на этом этапе родителям нужно быть осторожными, ведь читая «абы что», у ребенка может испортиться вкус к настоящей литературе, которая дает «пищу» для ума. Не стоит покупать ребенку такие популярные в наше время комиксы, ведь повествование в них далеко от настоящей реальности. Персонажи книг должны быть похожими на сегодняшних ребят, живущих в том же мире, мучающиеся теми же проблемами и решающие те же задачи.
Булычев Кир «Приключения Алисы», Романова Л. В. «"А-а-апчхихуа, или Проделки шоколадной собаки", Лия Гераскина ««В стране невыученных уроков», Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», Толстой А. «Приключения Буратино», Э Успенский «Цикл книг о Простоквашино», Баум Фр. «Страна Оз.», Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес»,, Треверс Памела «Мери Поппинс», Ранделл К. «Если веришь в чудо. Зимняя сказка» и др.
Ну а как же быть подросткам? Какой вид литературы заинтересует их? Ответ найти не тяжело. Для этого в современной литературе около 20 лет назад на западе появился специальный жанр под названием: «Young Adult» (Подростковая литература). В нашей стране в последние годы этот жанр так же становится довольно популярным. В чем же его особенность? Подростки хотят читать о том, что им интересно, от приключения сверстников до истории о том, как выжить в нашем мире, и чтобы с ними говорили на равных. Они любят ассоциировать себя с персонажами, находить в книгах свои переживания и свой опыт, поэтому Young Adult в главной роли почти всегда выступают подростки. Другая особенность этого жанра в том, что он всесторонний: здесь есть и фантастика, и мистика, и приключения, другими словами, все то, что любят подростки.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер», Льюис Клайв «Хроники Нарнии», Кин Кэролайн «Нэнси Дрю», Диксон Франклин У. «Братья Харди», Джон Грин: «Виноваты звезды», Гейл Форман «Если я останусь», Сесилия Ахерн «Там, где заканчивается радуга», Рик Риордан: «Перси Джексон и похититель молний», и др.
Если ваши дети из собственного опыта поймут, что в любой книге можно найти что-то интересное и познавательное, они станут расширять свои читательские интересы, в том случае школьная художественная литература не будет вызывать у них скуку и нежелания ее открывать.
Если родители с раннего возраста подойдут серьезно к вопросу чтения, то ребенок поймет, что в книгах нет ничего страшного, а совсем наоборот, они прячут в себе целые увлекательные миры, жителями которых, он может стать, их не могут заменить ни телевизор, ни компьютерные игры. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.
Лисовская Е. Ю.