Наталья Николаевна Харцыз
«Как правильно воспитать ребёнка: кто прав, кто виноват»
▼ Скачать + Заказать документы
Каким должен быть идеальный ребенок? Вопрос, на первый взгляд, довольно простой. Можно сказать: банальный. И каждому из нас, будь то родитель шаловливого чада, будь то педагог, несомненно кажется: «Уж я-то точно знаю ответ на этот вопрос».
Для педагога – это, в-первую очередь, послушный, вежливый, опрятный, внимательный, честный, умный представитель детского социума.
Для родителей – здоровый, самостоятельный, добрый, терпеливый, веселый, с хорошим аппетитом, но не жадный, щедрый, но не бесхребетный.
Темочки:
Вроде бы, все правы. Один простой вопрос: почему же всегда (в 99% случаев) возникает конфликт интересов у родителей и педагогов, который начинается в детском саду и лавинообразно движется по школьной скамье?
У меня есть своё мнение на этот счёт. Давайте всё-таки вспомним, что идеальные люди существуют только в теории. Нет идеальных детей или взрослых. Как, собственно, нет и идеальной теории достижения верха духовного развития человека. Как говориться: «Совершенство не знает предела». В первую очередь, давайте все вместе вспомним, что мы тоже были детьми. И что для нас значило «Быть хорошим» (мы ведь в начале и слово такого не знали «Идеальный»). Конечно, вспомнили, и все мы правы : почти у всех у нас «хороший ребенок» должен был быть похож либо на маму, либо на папу, у кого-то на дедушку или бабушку, а может быть – на старшего брата или сестру. Самыми печальными ассоциациями детей в данном вопросе, в полной мере, можно считать сравнение «хорошего человека» с наставником в детских домах и домах малютки. Детский мозг, как и все детское поведение, самое верное – основа его развития и созидания – окружающий опыт, пример близких людей. Поэтому вся ответственность за то, каким вырастит маленький человек, лежит на нас с вами. «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» - как вы думаете, справедливо это выражение?
Теперь немного о том, каким всё-таки должен быть идеальный ребенок. Так вот: ответ, на мой взгляд, однозначен – к понятию «идеальный ребенок» в полной мере может приблизиться только ребенок любимый. Будь это в семье, будь это в детском саду. Всё остальное – это от лукавого.
И именно поэтому воспитателем в детском саду должен работать (хотя это не всегда бывает так) только человек, пришедший в профессию по призванию. Чаще всего, такие люди и не задумываются поменять работу из-за оскорбительно низкой, нищенской заработной платы. Ведь он не может бросить своих маленьких непосед на полдороги, не рассказав им все, что они должны узнать, не подготовив их к школе. Ведь только такие воспитатели могут открыть в ребенке истинный его потенциал, не загнав его в глубину души, а направив на дальнейшее развитие. А затем появляются новые, новые, новые детки… К сожалению, большинство родителей даже не задумываются об этом. Более того, позволяют себе вести с наставниками своих детей (которым, на минуточку, вверяют жизнь и здоровье своих детей на весь день, а то и на сутки) высокомерно, пренебрежительно. Ну, да мы-то с вами знаем, что это не от большого ума. Чаще всего, таким родителям ответят тем же их дети. Только чуть позже…
Одновременно, многие воспитатели также совершенно не могут, а зачастую, просто не хотят видеть всю сложность жизненной ситуации, в которой зачастую находятся родители их маленьких воспитанников : очень много работы, очень много проблем. Ведь родители ведут своих детей в детский сад в полной уверенности, что отдают их в руки профессионалов, которые не просто «приглядят» за ребенком, но и помогут им привить основы прекрасного и вечного. А часть воспитателей «отбыв номер», решают для себя: «Это не мой ребенок, здоров, цел и хорошо. Всё остальное – забота семьи». Может, конечно, кто-то забыл, но система детских садов была создана в эпоху социализма, в Советском Союзе и уже от нас разошлась по миру. И создавалась эта система не только, и даже не столько, для присмотра за детьми, пока родители трудятся на «благо Родины», сколько для того, чтобы из еще не оперившихся птенцов вырастить достойных членов общества. Как вы думаете, во всем окружающем мире много идиотов, чтобы они взяли себе на вооружение бесперспективную модель развития? К счастью, такие воспитатели не задерживаются надолго в детских садах. Но именно они более других и «хают» всю систему детского воспитания…
Нет в мире ни одного родителя, который бы не обвинял бы хоть единожды педагога (воспитателя) в предвзятости к своему ребенку, как нет и не одного педагога (воспитателя, который бы не указывал родителю на его неумение воспитывать ребенка. Хотя ни те, ни другие не могут считать «истинной в последней инстанции». Именно этот антагонизм между родителями и воспитателями лежит в основе препятствия на пути истинного, правильного, мудрого и цельного воспитания детей. Чаще всего, ни те, ни другие не могут (или не хотят) слушать друг друга, помогая в воспитании ребенка сами себе и друг другу. А крайним в этой ситуации останется всегда ребенок. «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» (Э. Селдсон). Только терпение и взаимопонимание между родителями и педагогами принесёт тот максимальный эффект, который можно назвать «идеальный ребёнок».
«Слишком послушные дети никогда не достигают многого» (А. Брилл) – это, наверное, интересно и для родителей, и для воспитателей : полное послушание – это не принцип воспитания, это всего-навсего собственное спокойствие взрослого, которое очень негативно отразиться на ребенке. Ребенок будет замкнут, безынициативен. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» (Ж-Ж Руссо). Не нужно забывать, что ребенок – существо разумное, он отлично знает свои потребности, свои трудности. Прекрасно понимает свои радости и горести. Невозможно воспитать ребенка деспотичными распоряжениями, слишком навязчивой дисциплиной, недоверчивым контролем. Только тактичная терпеливость, вера в ребенка, сотрудничество с ним принесут результат. Только совместная жизнь с ребенком, где ребенок является полноправным членом семьи и общества, где его слышат, понимают, уважают - помогут нам с вами воспитать настоящего человека, т. е. приблизят ребенка к идеалу.
Итак, говорить на данную тему можно бесконечно долго. А истина будет всегда где-то в середине: «идеальным» может быть только в меру послушный, но не забитый и запуганный ребенок; вежливый, но не слащавый отпрыск; опрятный, но не лишенный доли авантюризма и здорового интереса к окружающим лужам и грязи непоседа; внимательный и одновременно бесшабашный человечек;, честный, но не лишенный фантазии мечтатель;, умный и в меру шаловливый представитель прекрасного детства; здоровый, но не боящийся каждого сквознячка; самостоятельный и одновременно требующий помощи от нас с вами; добрый, но умеющий дать достойный отпор хамству и несправедливости боец; терпеливый и абсолютно непоседливый вьюнок; веселый, но понимающий время и место веселью; с хорошим аппетитом, но не обжора; не жадный, но и не транжира, не понимающий ценности окружающих вещей и труда, с каким эти ценности достаются…
То есть, все мы правы : и родители, и воспитатели. Тем более, что жизнь устроена так, что периодически мы меняемся местами…
«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитать одного ребенка» (А. Герцен) – давайте не будем забывать об этом.