Кулешова Светлана
Консультация «Как подготовить детей к сюжетной игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает в жизни ребенка главное место, особенно сюжетно-ролевая игра, так как она является прямым путем к познанию мира.
С помощью сюжетно-ролевой игры эффективно идет процесс трудового воспитания дошкольников. Сюжетные игры отражают деятельность взрослых, в них ребенок осваивает процесс созидания, учится планировать свою работу, воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет роль, здесь он проявляет наибольшую самостоятельность (придумывает сюжет, атрибуты, персонажей, распределяет роли и выполняет игровые действия, трудовые действия, осуществляются ради будущей игры
Публикация «Консультация „Как подготовить детей к сюжетной игре“» размещена в разделах
Виды сюжетно-ролевых игр :
1 Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники». Большую
часть в игре занимают игры с куклами, посредствам действия с которыми
дети воспроизводят
то, что знают о сверстниках, взрослых, их
взаимоотношениях.
2 Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд
взрослых. Тематика, которых заимствуется из окружающей жизни: школа,
магазин, почта, парикмахерская, поликлиника, транспорт, полиция,
пожарные, цирк, театр, завод, строительство.
3 Игры на героико-патриотические темы,
которые отражают
героические подвиги народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4 Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач: в
«автомобилистов» и «полицейских», в черепашек Ниндзя, в Мойдодыра и
др. В играх дети воспроизводят эпизоды целиком, подражая действиям
героев, перенимая их поведение.
5 «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить кукол и
выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух ролях - и
за куклу и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основе
эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или жизни.
Сюжетно-ролевые игры незаменимы в воспитании дошкольников.
Труд взаимосвязан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых, а
также знакомятся с трудом взрослых.
Для проведения сюжетно-ролевой игры необходимо предварительно
подготовить детей. Понятно, что дети, не успевшие познакомиться со
специальностью, к примеру, полицейского, не смогут сыграть роль
полицейского.
Подготовка к сюжетно-ролевым играм в профессии прослеживается во
всех видах деятельности, где ребенок может познакомиться с качествами
специальностей, накопить нужный объем информации, на основе которого
можно воссоздать в игре определенный вид человеческой жизнедеятельности.
Источники накопления информации для сюжетно-ролевых игр :
- получения сведений о профессиях от родителей;
- воспитателей детского сада;
- от сверстников и детей более старшего возраста;
- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками,
другими взрослыми;
-приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).
Воспитатель должен создать условия для игры, чтобы она стала
увлекательной деятельностью. Это обогащение детей реалиями об
окружающем: о предметах, явлениях, о взаимоотношениях людей. Для
достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение;
экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ
о взаимоотношениях людей, о профессиях с использованием фотографий,
фильмов, картинок; инсценировки, мультфильмы, при ознакомлении детей с трудом взрослых, наглядные способы, умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Важное место, среди словесных методов отводится использованию детской художественной
литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские
книги заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважительное
отношение к труду, желание подражать героям литературных произведений,
подобно им, хорошо трудиться.
Отражают реальную действительность, актуальные игры в наше время:
«Корпорация билайн»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями, имеющими отношение к сотовой связи, помочь детям распределить роли, побуждать детей изменять замысел в соответствии с предложениями других участников игры.
Игровые действия
Работа операторов связи
Работа менеджеров по продажам средств связи
Ремонтная мастерская
Оплата услуг
Справочная служба
Предметно-игровая среда
Сотовые телефоны
Компьютеры
Бланки счетов
Чеки
Предметы и пакеты с символикой билайн
Бейджики,
рекламные проспекты и журналы
Развитие сюжета
Идет продажа сотовых телефонов, дети выстраиваются в очередь, дети, купившие телефоны. Выбирают нужный тариф, подключаются к сотовой связи, дальше игра может продолжаться по правилам самих детей, чтобы была интересной, ее можно разнообразить другими сюжетными играми, например «Семья», «Кафе»и т.
Другие игры:
«Исследователи»
«Редакция»
«Кафе, Пиццерия, Макдональдс»
«Агенство недвижимости»
«Исследователи космоса»
«Химчистка»
«Экологи»
«Служба спасения»
«Олимпиада»
«Музей»
«Дизайнерская студия»
«Телевидение»
Сюжетная игра тесно связана с дидактической
«Что ты делаешь не знаем,
Поглядим и угадаем»(дети берутся за руки, в кругу ребенок показывает действия)
«Угадай профессию»
«Связь с семьей»
«Дорисуй инструмент»
«Кому что нужно для работы»
«Расскажи по схеме» и др.
Конечно, трудовое воспитание невозможно без участия семьи, оно должно идти параллельно.
Это выставки фотографий «Как я помогаю маме», папе». «Любимые занятия в семье», составление совместных рассказов о профессии родителей, консультации, наблюдения за деятельностью взрослых, конкурсы поделок, коллажей, семейные викторины и многое другое.
Таким образом, труд детей дошкольного возраста связан с игрой, игра отражает деятельность взрослых, проигрывая трудовые действия, дети проникаются положительным отношением к труду.