Наталья Старкова
Конспект родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» (возраст детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы предлагаемые для обсуждения:
1. Что такое познавательная активность?
2. Как её развивать?
3. Скажите,пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей?
4. Есть такое выражение, что умен тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить?
5. А как вы считаете умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы?
Публикация «Конспект родительского собрания „Как поддерживать познавательную активность ребенка“ (возраст детей 5–6 лет)» размещена в разделах
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка». Она действительно заслуживает внимания, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольном возрасте.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Родители, стимулируя развитие познавательной активности ребёнка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.
Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение собственной картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи. Он сам, например, может понять, какие предметы тонут, а какие нет. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающего мира. Чем активнее в умственном отношении ребёнок, тем больше он задаёт вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Мы все знаем, что наши дети - пытливые исследователи окружающего мира, и эта особенность заложена от природы.
Понимая, значение детского экспериментирования. Мы в своей группе «Улыбка» организовали центр экспериментирования. Он помогает нам изучать мир, который нас окружает. С детьми проводим в экологической комнате наблюдения, простые опыты, эксперименты и познавательную деятельность экологического характера. Мы смогли ответить на многие вопросы : «Какие предметы в воде тонут,а какие нет?», «Может ли лук расти расти в комнатных условиях?», «Почему птицы летают?», «Почему не тонут водоплавающие птицы? «Имеет ли вкус вода?», и. т. д.
Эксперименты могут быть как случайные, так и запланированные, но главное, чтобы они были безопасны, соответствовали возрастным особенностям, а также были интересны детям. Из серии экспериментов иногда рождались исследовательские проекты. С детьми своей группы старшего возраста мы реализовали проект «Польза молока».
В результате проведенной работы дети изменили свое мнение о молоке и молочных продуктах. Узнали, что из молока можно приготовить много полезных и вкусных молочных продуктов. Я думаю, что полученные знания дети смогут применить в жизни.
Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю вам провести анкетирование. Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково - исследовательской активности детей.
1. Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом и т. п.)
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием, наблюдением? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы- цепочки (за одним вопросом следует другой, третий, относящийся к теме).
А сейчас давайте представим, что мы пришли в живой уголок, понаблюдать за рыбками, и наши почемучки начали нам задавать вопросы. Как ответить на вопросы детей, чтобы им было понятно, доступно и надолго запомнилось? Здесь на помощь придёт эксперимент. Сейчас я предоставлю слово семьям воспитанников гр. «Улыбка»,которые проводили свои эксперименты дома.
Заранее были распределены темы экспериментов:
1. Чем дышат рыбы?- Эксперимент семьи Войтенко Сони.
2. Почему рыбы не тонут? (Хомченко Максима)
3. Как определить возраст рыбы? (Журавлев Вани)
4. Как спят рыбы? (Баташева Виктора).
А сейчас уважаемые родители Я хочу вам вручить памятку «Как развивать познавательную активность детей».
Памятка для родителей «Как развивать познавательную активность детей»
1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
2. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать
. 3. Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
4. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
5. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
6. Поощряйте экспериментирование детей.
7. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.
8. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место, Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо, поддержка На собрании родители моих воспитанников были активны на протяжении всего общения. Участвуя в беседе, родители, рассуждали, делились опытом семейного экспериментирования. Родителям предложена памятка «Как развивать познавательную активность детей».
Я думаю, что мне на собрании полностью удалось реализовать поставленные цели и задачи. Главное, родители прониклись доверием в том, что им и их детям действительно хотят помочь стать более успешными на протяжении всей жизни. Используя творческий подход в организации проведения собрания, родители поняли, что станут единомышленниками и помогут сделать жизнь своих детей в детском саду и дома ярче, разнообразнее и радостнее.