Получи документы

Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада

Элина Грибанова
Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1. Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада

Слайд 2. Родители – первые педагоги ребёнка

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождение личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействие педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установлением партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Публикация «Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах

Слайд 3. Семья и ДОУ – два института социализации детей

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В результате этого встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.

Слайд 4. Адаптация малышей

Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу, являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.

Слайд 5. Родительские мероприятия.

Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада. Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель — одна, а задач, её реализующих, несколько (желательно не ставить более 10 задач).

Факторы, влияющие на постановку цели и задач:

- Время, когда проводится мероприятие (перед учебным годом, начало учебного года, середина или окончание).

- Фактическая обстановка в группе (успехи и достижения детей, возникающие затруднения).

- Потребности родителей в информации об особенностях возраста детей и процессе адаптации ребёнка к ДОУ (оформление стенда, рассказ с примерами, выдача листовок и памяток и т. д.).

Слайд 6. В начале учебного года будут актуальными следующие цели:

- Обеспечение успешной адаптации детей и родителей к ДОУ;

- Установление психологического контакта с семьёй;

В середине года:

- Развитие речевых способностей ребёнка раннего возраста в семье и в ДОУ;

- Построение системы воспитания здорового ребёнка;

- Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка.

В конце года:

- Акцентируя внимание на достижениях детей за учебный год, дать рекомендации на лето по дальнейшему развитию;

- Используя совместный опыт, накопленный за прошедший год, помочь родителям подготовиться и подготовить малыша к следующему году обучения (важно акцентировать внимание на психологическом кризисе ребёнка 3 лет).

Слайд 7. Цель работы с родителями в первой младшей группе :

- Объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития. Работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду;

- Формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Слайд 8. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.

2. Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащению предметно – развивающей среды;

3. Объединять усилия для развития и воспитания детей, оказать практическую помощь в данном направлении;

4. Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

5. Распространять педагогические знания среди родителей, повысить педагогическую компетентность родителей за счёт распространения актуальной информации.

6. Способствовать доверительному отношению родителей к воспитателям группы : учитывать рекомендации специалистов, быть открытыми к диалогу.

Слайд 9. Установление контакта с семьёй

При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельно взятой семьи. Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:

- Провести предварительный опрос родителей, позволяющий выявить их потребности и нужды;

- На основе полученных при опросе данных выбрать тему и форму предстоящего родительского собрания. Создать для себя конспект, в котором расписать основные пункты собрания;

Это важно. Не забудьте уточнить у родителей контактную информацию.

- Своевременно сообщать родителям об особенностях поведения ребёнка и его достижениях. Это позволит родителям сформировать наиболее полный образ ребёнка;

- Проводить с родителями корректные индивидуальные беседы с целью понять обстановку в семье. Выяснить трудности и проблемы в воспитании ребёнка.

Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности образовательной деятельности.

Слайд 10. Формы работы

Все формы работы с родителями в первой младшей группе можно разделить на 3 группы :

-Коллективные (массовые) мероприятия подразумевают работу с полным составом родителей группы. Это могут быть как традиционные родительские собрания, беседы или открытые занятия, так и деловые и ролевые игры, представления, тренинги, круглые столы, совместное проведение досуга и т. д.

-Индивидуальные формы предназначены для родителей дошкольников, испытывающих трудности в процессе адаптации к детскому саду или другие проблемы. Такая работа проводится в виде индивидуальных бесед, консультаций.

-Наглядно - информационные формы выступают в виде опосредованного общения между педагогами и родителями. Это разнообразные уголки для родителей (воспитателя, логопеда, психолога, включающие оформленные стенды, папки -передвижки и т. п.

Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместному походу. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия — это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.

Слайд 11. Перспективный план взаимодействия с родителями :

1. Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей;

2. Родительские собрания, «Круглые столы»;

3. Анкетирование родителей;

4. Консультации, советы для родителей;

5. Оформление наглядной агитации, информационного материала для родителей;

6. Индивидуальные беседы;

7. Практические занятия с родителями, совместная работа по созданию наглядного материала;

8. Памятки, папки – передвижки, буклеты;

9. Участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

10. Совместное проведение праздников;

11. Обучающие, развивающие видео – презентации;

12. Акции добрых дел;

13. День открытых дверей.

Слайд 12. Фотографии по взаимодействию с родителями

Слайд 13. Родительское собрание в первой младшей группе :

Первое родительское собрание в первой младшей группе — это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того пути, что проделали его братья или сестры. Поэтому для родителей малыша не всё повторится, что - то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным. Для этого и родителям, и воспитателям придётся приложить много усилий. Родительское собрание — ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний — в начале учебного года, в середине и в конце.

Требования к организации родительского собрания :

Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности.

Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:

- Всё, что планируется, должно быть направлено на реализацию конкретной цели и соответствовать выбранной теме;

- Детально прописываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании (повестка). Для этого уточняют у родительского комитета, нужно ли им предоставить слово, сколько времени это займёт. Бывает так, что родители предлагают рассмотреть вопрос, который уже заложен в тему собрания. Тогда нужно обсудить какую часть, как и кто будет сообщать;

- Заранее регламентируют повестку и общее время проведения собрания. Родители — люди, у которых время ограничено, и они надеются максимально эффективно провести его. Если собрание затягивается и начинает превышать 1,5 часа, то о позитивном настрое можно забыть;

- В повестке дня вопросы ставят по степени их важности и форме представления. Так, за чаепитием можно представить видеоотчёт о проведённом празднике, но не следует само чаепитие организовывать до объявления официальной информации или решения актуальных вопросов родительского комитета;

- Тщательно проверяют, насколько форма представления информации соответствует выбранному материалу. Сообщать официальную информацию по внутреннему распорядку ДОУ в форме беседы будет большой ошибкой;

- В общее время, отведённое для проведения родительского собрания, обсуждают только те вопросы, которые касаются всей группы в целом. Не следует обсуждать одного конкретного ребёнка при всех. Для этих целей планируют время индивидуальных консультаций;

- В план собрания обязательно включают пункт — сообщение о достижениях или важных событиях в группе. Не стоит делать развёрнутый доклад на эту тему. Тут можно воспользоваться иными формами: создать небольшой видеоролик с фотографиями или оформить стенд с работами, или воспользоваться иными формами;

- Каждое родительское собрание — событие, которое должно запомниться. Тут есть место для творчества и креатива. Главное — помнить о правиле «Золотой середины». Нужно соблюдать баланс между официальной и неофициальной частью, количеством и реальной потребностью в наличии разнообразия и дополнительного материала. К примеру, если запланирована дидактическая игра, то ролевая игра уже не проводится;

- Важно вовремя оформлять сопутствующую документацию. Заполняя документы, воспитатель не только прописывает все вышеприведённые пункты, но и помогает себе в дальнейшей деятельности. Чем лучше продумана повестка собрания, тем успешнее оно пройдёт. К тому же спустя полгода трудно вспомнить то, что реально происходило на родительском собрании. Вот тут - то и пригодятся разработки, повестка, протокол, дополнительные материалы. Желательно к общему числу документов прибавить личные заметки о проведённом собрании;

- Специалисты: психолог, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре - помощники. Их приглашают по мере необходимости. Выступление специалиста должно быть органично вписано в родительское собрание или вынесено за его пределы в индивидуальные консультации.

Слайд 14. Как провести первое родительское собрание в младшей группе :

Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.

Задачи:

- Провести краткий опрос родительской общественности с целью выяснить контактные данные и основные семейные приоритеты;

- Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети, о правилах и требованиях, принятых в ДОУ;

- Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.

Слайд 15. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:

-Поздороваться и представиться, дать родителям свои контактные данные, раздать подготовленные заранее анкеты;

-Проведение беседы с родителями в форме диалога, во время которого не только рассказать о правилах и требованиях в учебном заведении, но и ответить на вопросы родителей. Воспитатель делится планами на ближайшее учебное время, оформленными в виде презентации или стенда. А также следует провести выборы в родительский комитет;

-Заключительный этап. Раздача памяток с советами родителям по воспитанию ребёнка. Подведение итогов собрания.

Слайд 16. Протокол собрания

Протокол — это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии. Это важно. Протокол — это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы.

Слайд 17. Открытое мероприятие (образовательная деятельность) для родителей в детском саду

Открытые мероприятия проводятся в первую очередь для того, чтобы способствовать социализации детей. У дошкольников формируется умение сосредотачиваться на самом мероприятии, не отвлекаясь на посторонних. У ребёнка в возрасте до 3 - х лет этого навыка ещё нет и высока потребность быть рядом с родителем. При этом мама одного ребёнка — чужой человек для другого. Проведение открытых мероприятий для родителей помогает формировать у малышей стрессоустойчивость и коммуникативность, что, в свою очередь, ведёт к повышению социализации.

При планировании открытого мероприятия важно учитывать то, что цели у разных участников мероприятия разные. Воспитатель хочет научить, развить и дать детям что - то новое и интересное, в то время как родитель стремится увидеть своего ребёнка в других условиях. Поэтому так важно чётко планировать образовательную деятельность и постараться учесть все индивидуальные особенности детей и их родителей.

Слайд 18. Нельзя нарушать требования к открытым мероприятиям в детском саду :

-Приглашённых родителей размещают на дополнительных стульях по возможности за спиной у детей. Для детей будет комфортнее не видеть гостей, так они не увидят лиц посторонних, и не станут стесняться и отвлекаться. А приглашённые, в свою очередь, смогут наблюдать образовательный процесс. В некоторых детских садах к этому подходят творчески и маскируют приглашённых;

-Количество приглашённых должно быть ограниченным, так как даже один посторонний (пусть и родитель) вызывает неловкость и замешательство у детей. Количество родителей (законных представителей) должно быть равно количеству детей;

-Открытое мероприятие не должно нарушать учебный процесс ДОУ, оно имеет стандартную продолжительность.

Это важно. Продолжительность образовательной деятельности в первой младшей группе не превышает 10 минут.

Обычно открытые мероприятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, таких, как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить (подготовить) заранее. В младшей группе необходима психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию.

Слайд 19. Подготовка к открытому мероприятию:

Теоретическая часть подготовки к открытому мероприятию:

Воспитатель должен чётко сформулировать цель мероприятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того, как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое мероприятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями. Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом мероприятии.

Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей (лучше всего из выбранной литературы, которые будут:

- Наиболее полно раскрывать материал;

- Позволять применять полученные знания к различным жизненным ситуациям;

- Постепенно усложняться.

После того, как задания будут подобраны, следует составить чёткий план организованной деятельности. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия. Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Если используется какая - либо новая методика или технология, то желательно опробовать её заранее в образовательной деятельности. И последнее, что требуется обдумать — это контроль и безопасность деятельности детей.

Практическая часть подготовки к открытому мероприятию:

Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников (к примеру, психолога, логопеда и др.). Затем готовится приказ по всему учреждению. Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого мероприятия. Если необходимо какие - либо наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз.

Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей. Родителей предупреждают, что они лишь наблюдатели, поэтому не стоит подсказывать или помогать ребёнку. Нельзя вмешиваться в мероприятие, подсказывать, выскакивать с камерой или фотоаппаратом. Очень важно донести до каждого приглашённого тот факт, что, что бы ни случилось, не следует вмешиваться. У детей в возрасте до 3 – х лет концентрация внимания очень мала, и они быстро реагируют на изменение обстановки и отвлекаются.

Слайд 20. Вывод: Работа с родителями в детском саду имеет огромное значение для формирования здоровой личности каждого ребёнка. В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду. Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от родителей и в целом более эффективно организовать образовательно - воспитательный процесс в первой младшей группе ДОУ. Мероприятия с родителями малышей первой младшей группы призваны облегчить процесс адаптации детей к образовательному учреждению и способствуют успешной социализации.

Слайд 21. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Безопасная среда в первой группе детского сада ко Дню ПДД на МAAMБезопасная среда в первой группе детского сада ко Дню ПДД на МAAM Проблема безопасной среды и формирования у детей навыков правильного поведения на дороге является одной из самых приоритетных в настоящее.

Фотоотчет об открытом занятии в первой младшей группе «В гостях у бабушки Арины»Фотоотчет об открытом занятии в первой младшей группе «В гостях у бабушки Арины» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе детского сада «Снеговик и снег»Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе детского сада «Снеговик и снег» Конспект занятия (НОД) по рисованию в 1 младшей группе детского сада «Снеговик и снег». Цель: способствовать развитию познавательной активности.

Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе» Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, а вещи, как живые, выпрыгивают.

НОД «Скорая помощь» в первой младшей группе детского садаНОД «Скорая помощь» в первой младшей группе детского сада Цель: Познакомить детей с машиной скорой помощи. Закрепить представление о геометрических фигурах прямоугольник, круг. Развитие умения создавать.

Предметно-пространственная среда в первой младшей группе детского садаПредметно-пространственная среда в первой младшей группе детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Совместная деятельность по рисованию «Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского садаСовместная деятельность по рисованию «Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского сада Совместная деятельность по рисованию "Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского сада. Учитывая то, что дети в возрасте 2 – 3 года.

Совместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского садаСовместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского сада Совместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского сада (2 – 3 года). В Международный женский.

Совместная деятельность по рисованию «Военный корабль» к 23 февраля в первой младшей группе детского сада (2–3 года)Совместная деятельность по рисованию «Военный корабль» к 23 февраля в первой младшей группе детского сада (2–3 года) Совместная деятельность по рисованию «Военный корабль» ко Дню защитника Отечества в первой младшей группе детского сада (2 – 3 года). В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада
Опубликовано: 2 июня 2021 в 23:10
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Элина Грибанова (УИ 409326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД