Элина Грибанова
Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада
Слайд 2. Родители – первые педагоги ребёнка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождение личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействие педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установлением партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Публикация «Как организовать работу с родителями в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Слайд 3. Семья и ДОУ – два института социализации детей
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В результате этого встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.
Слайд 4. Адаптация малышей
Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу, являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.
Слайд 5. Родительские мероприятия.
Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада. Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель — одна, а задач, её реализующих, несколько (желательно не ставить более 10 задач).
Факторы, влияющие на постановку цели и задач:
- Время, когда проводится мероприятие (перед учебным годом, начало учебного года, середина или окончание).
- Фактическая обстановка в группе (успехи и достижения детей, возникающие затруднения).
- Потребности родителей в информации об особенностях возраста детей и процессе адаптации ребёнка к ДОУ (оформление стенда, рассказ с примерами, выдача листовок и памяток и т. д.).
Слайд 6. В начале учебного года будут актуальными следующие цели:
- Обеспечение успешной адаптации детей и родителей к ДОУ;
- Установление психологического контакта с семьёй;
В середине года:
- Развитие речевых способностей ребёнка раннего возраста в семье и в ДОУ;
- Построение системы воспитания здорового ребёнка;
- Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка.
В конце года:
- Акцентируя внимание на достижениях детей за учебный год, дать рекомендации на лето по дальнейшему развитию;
- Используя совместный опыт, накопленный за прошедший год, помочь родителям подготовиться и подготовить малыша к следующему году обучения (важно акцентировать внимание на психологическом кризисе ребёнка 3 лет).
Слайд 7. Цель работы с родителями в первой младшей группе :
- Объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития. Работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду;
- Формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.
Слайд 8. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
2. Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащению предметно – развивающей среды;
3. Объединять усилия для развития и воспитания детей, оказать практическую помощь в данном направлении;
4. Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
5. Распространять педагогические знания среди родителей, повысить педагогическую компетентность родителей за счёт распространения актуальной информации.
6. Способствовать доверительному отношению родителей к воспитателям группы : учитывать рекомендации специалистов, быть открытыми к диалогу.
Слайд 9. Установление контакта с семьёй
При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельно взятой семьи. Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:
- Провести предварительный опрос родителей, позволяющий выявить их потребности и нужды;
- На основе полученных при опросе данных выбрать тему и форму предстоящего родительского собрания. Создать для себя конспект, в котором расписать основные пункты собрания;
Это важно. Не забудьте уточнить у родителей контактную информацию.
- Своевременно сообщать родителям об особенностях поведения ребёнка и его достижениях. Это позволит родителям сформировать наиболее полный образ ребёнка;
- Проводить с родителями корректные индивидуальные беседы с целью понять обстановку в семье. Выяснить трудности и проблемы в воспитании ребёнка.
Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности образовательной деятельности.
Слайд 10. Формы работы
Все формы работы с родителями в первой младшей группе можно разделить на 3 группы :
-Коллективные (массовые) мероприятия подразумевают работу с полным составом родителей группы. Это могут быть как традиционные родительские собрания, беседы или открытые занятия, так и деловые и ролевые игры, представления, тренинги, круглые столы, совместное проведение досуга и т. д.
-Индивидуальные формы предназначены для родителей дошкольников, испытывающих трудности в процессе адаптации к детскому саду или другие проблемы. Такая работа проводится в виде индивидуальных бесед, консультаций.
-Наглядно - информационные формы выступают в виде опосредованного общения между педагогами и родителями. Это разнообразные уголки для родителей (воспитателя, логопеда, психолога, включающие оформленные стенды, папки -передвижки и т. п.
Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместному походу. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия — это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.
Слайд 11. Перспективный план взаимодействия с родителями :
1. Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей;
2. Родительские собрания, «Круглые столы»;
3. Анкетирование родителей;
4. Консультации, советы для родителей;
5. Оформление наглядной агитации, информационного материала для родителей;
6. Индивидуальные беседы;
7. Практические занятия с родителями, совместная работа по созданию наглядного материала;
8. Памятки, папки – передвижки, буклеты;
9. Участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
10. Совместное проведение праздников;
11. Обучающие, развивающие видео – презентации;
12. Акции добрых дел;
13. День открытых дверей.
Слайд 12. Фотографии по взаимодействию с родителями
Слайд 13. Родительское собрание в первой младшей группе :
Первое родительское собрание в первой младшей группе — это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того пути, что проделали его братья или сестры. Поэтому для родителей малыша не всё повторится, что - то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным. Для этого и родителям, и воспитателям придётся приложить много усилий. Родительское собрание — ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний — в начале учебного года, в середине и в конце.
Требования к организации родительского собрания :
Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности.
Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:
- Всё, что планируется, должно быть направлено на реализацию конкретной цели и соответствовать выбранной теме;
- Детально прописываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании (повестка). Для этого уточняют у родительского комитета, нужно ли им предоставить слово, сколько времени это займёт. Бывает так, что родители предлагают рассмотреть вопрос, который уже заложен в тему собрания. Тогда нужно обсудить какую часть, как и кто будет сообщать;
- Заранее регламентируют повестку и общее время проведения собрания. Родители — люди, у которых время ограничено, и они надеются максимально эффективно провести его. Если собрание затягивается и начинает превышать 1,5 часа, то о позитивном настрое можно забыть;
- В повестке дня вопросы ставят по степени их важности и форме представления. Так, за чаепитием можно представить видеоотчёт о проведённом празднике, но не следует само чаепитие организовывать до объявления официальной информации или решения актуальных вопросов родительского комитета;
- Тщательно проверяют, насколько форма представления информации соответствует выбранному материалу. Сообщать официальную информацию по внутреннему распорядку ДОУ в форме беседы будет большой ошибкой;
- В общее время, отведённое для проведения родительского собрания, обсуждают только те вопросы, которые касаются всей группы в целом. Не следует обсуждать одного конкретного ребёнка при всех. Для этих целей планируют время индивидуальных консультаций;
- В план собрания обязательно включают пункт — сообщение о достижениях или важных событиях в группе. Не стоит делать развёрнутый доклад на эту тему. Тут можно воспользоваться иными формами: создать небольшой видеоролик с фотографиями или оформить стенд с работами, или воспользоваться иными формами;
- Каждое родительское собрание — событие, которое должно запомниться. Тут есть место для творчества и креатива. Главное — помнить о правиле «Золотой середины». Нужно соблюдать баланс между официальной и неофициальной частью, количеством и реальной потребностью в наличии разнообразия и дополнительного материала. К примеру, если запланирована дидактическая игра, то ролевая игра уже не проводится;
- Важно вовремя оформлять сопутствующую документацию. Заполняя документы, воспитатель не только прописывает все вышеприведённые пункты, но и помогает себе в дальнейшей деятельности. Чем лучше продумана повестка собрания, тем успешнее оно пройдёт. К тому же спустя полгода трудно вспомнить то, что реально происходило на родительском собрании. Вот тут - то и пригодятся разработки, повестка, протокол, дополнительные материалы. Желательно к общему числу документов прибавить личные заметки о проведённом собрании;
- Специалисты: психолог, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре - помощники. Их приглашают по мере необходимости. Выступление специалиста должно быть органично вписано в родительское собрание или вынесено за его пределы в индивидуальные консультации.
Слайд 14. Как провести первое родительское собрание в младшей группе :
Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.
Задачи:
- Провести краткий опрос родительской общественности с целью выяснить контактные данные и основные семейные приоритеты;
- Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети, о правилах и требованиях, принятых в ДОУ;
- Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.
Слайд 15. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
-Поздороваться и представиться, дать родителям свои контактные данные, раздать подготовленные заранее анкеты;
-Проведение беседы с родителями в форме диалога, во время которого не только рассказать о правилах и требованиях в учебном заведении, но и ответить на вопросы родителей. Воспитатель делится планами на ближайшее учебное время, оформленными в виде презентации или стенда. А также следует провести выборы в родительский комитет;
-Заключительный этап. Раздача памяток с советами родителям по воспитанию ребёнка. Подведение итогов собрания.
Слайд 16. Протокол собрания
Протокол — это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии. Это важно. Протокол — это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы.
Слайд 17. Открытое мероприятие (образовательная деятельность) для родителей в детском саду
Открытые мероприятия проводятся в первую очередь для того, чтобы способствовать социализации детей. У дошкольников формируется умение сосредотачиваться на самом мероприятии, не отвлекаясь на посторонних. У ребёнка в возрасте до 3 - х лет этого навыка ещё нет и высока потребность быть рядом с родителем. При этом мама одного ребёнка — чужой человек для другого. Проведение открытых мероприятий для родителей помогает формировать у малышей стрессоустойчивость и коммуникативность, что, в свою очередь, ведёт к повышению социализации.
При планировании открытого мероприятия важно учитывать то, что цели у разных участников мероприятия разные. Воспитатель хочет научить, развить и дать детям что - то новое и интересное, в то время как родитель стремится увидеть своего ребёнка в других условиях. Поэтому так важно чётко планировать образовательную деятельность и постараться учесть все индивидуальные особенности детей и их родителей.
Слайд 18. Нельзя нарушать требования к открытым мероприятиям в детском саду :
-Приглашённых родителей размещают на дополнительных стульях по возможности за спиной у детей. Для детей будет комфортнее не видеть гостей, так они не увидят лиц посторонних, и не станут стесняться и отвлекаться. А приглашённые, в свою очередь, смогут наблюдать образовательный процесс. В некоторых детских садах к этому подходят творчески и маскируют приглашённых;
-Количество приглашённых должно быть ограниченным, так как даже один посторонний (пусть и родитель) вызывает неловкость и замешательство у детей. Количество родителей (законных представителей) должно быть равно количеству детей;
-Открытое мероприятие не должно нарушать учебный процесс ДОУ, оно имеет стандартную продолжительность.
Это важно. Продолжительность образовательной деятельности в первой младшей группе не превышает 10 минут.
Обычно открытые мероприятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, таких, как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить (подготовить) заранее. В младшей группе необходима психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию.
Слайд 19. Подготовка к открытому мероприятию:
Теоретическая часть подготовки к открытому мероприятию:
Воспитатель должен чётко сформулировать цель мероприятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того, как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое мероприятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями. Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом мероприятии.
Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей (лучше всего из выбранной литературы, которые будут:
- Наиболее полно раскрывать материал;
- Позволять применять полученные знания к различным жизненным ситуациям;
- Постепенно усложняться.
После того, как задания будут подобраны, следует составить чёткий план организованной деятельности. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия. Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Если используется какая - либо новая методика или технология, то желательно опробовать её заранее в образовательной деятельности. И последнее, что требуется обдумать — это контроль и безопасность деятельности детей.
Практическая часть подготовки к открытому мероприятию:
Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников (к примеру, психолога, логопеда и др.). Затем готовится приказ по всему учреждению. Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого мероприятия. Если необходимо какие - либо наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз.
Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей. Родителей предупреждают, что они лишь наблюдатели, поэтому не стоит подсказывать или помогать ребёнку. Нельзя вмешиваться в мероприятие, подсказывать, выскакивать с камерой или фотоаппаратом. Очень важно донести до каждого приглашённого тот факт, что, что бы ни случилось, не следует вмешиваться. У детей в возрасте до 3 – х лет концентрация внимания очень мала, и они быстро реагируют на изменение обстановки и отвлекаются.
Слайд 20. Вывод: Работа с родителями в детском саду имеет огромное значение для формирования здоровой личности каждого ребёнка. В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду. Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от родителей и в целом более эффективно организовать образовательно - воспитательный процесс в первой младшей группе ДОУ. Мероприятия с родителями малышей первой младшей группы призваны облегчить процесс адаптации детей к образовательному учреждению и способствуют успешной социализации.
Слайд 21. Спасибо за внимание.