Ирина Богачева
Конспект НОД «Как нужно вести себя в библиотеке»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа: «как нужно вести себя в библиотеке»
Цели: конкретизировать представления детей о книге (ее роли в жизни человека, об истории ее создания, о библиотеке (ее помещении, назначении).
Активизировать словарный запас по теме (библиотекарь, читатели, формуляр).
Воспитывать уважение к тем, кто трудится, бережное отношение к книге.
Развивать мышление, речь, воображение.
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, проходят на свои места.
1. Беседа с детьми:
- Отгадайте загадку:
Публикация «Конспект НОД „Как нужно вести себя в библиотеке“» размещена в разделах
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком (книга)
Или:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Говорят, книга – это наш друг. А почему?
- Всё верно, ребята, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах. О чем можно узнать из книг?
- Помните, мы с вами рассматривали книги? Какие они бывают? Вы любите слушать сказки, рассказы, разучивать стихотворения? Назовите свою любимую сказку, самый запомнившийся рассказ. Может быть, кто-то хочет рассказать наизусть стихотворение?
- Как выглядит современная книга?
2. Рассматривание современной книги.
- А как вы думаете всегда ли книги выглядели вот так? А может, кто-то из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности и чем пользовались вместо букв? (береста, глиняные дощечки, телячья шкура, папирус; символическое, картинное письмо).
3. Рассказ воспитателя.
Не все люди могли красиво и понятно рисовать. Кроме того, очень дорого стоили папирус и пергамент. Так люди пришли к необходимости придумать буквы. Вскоре они научились делать бумагу. Грамотные люди переписывали целые книги, чтобы размножить их и сохранить для потомков. Позже научились печатать книги на станках. Очень много людей трудится над созданием книги.
Предлагаю вам посмотреть, сколько труда уходит на изготовление книги.
Поэтому беречь книги – это значит уважать труд всех этих людей.
Физминутка.
. - А где можно приобрести книги? Что такое библиотека? Что вы о ней знаете?
(ответы детей)
5. Рассказ воспитателя.
- Библиотека – это хранилище для книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.
В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, подготовить домашнее задание.
Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?
- А теперь предлагаю проверить как вы усвоили правила обращения с книгами. (игра «Да – нет»)
Если хочется, ребята,
Книжку целый год читать,
То скажите, может можно
Вам ее не возвращать?
Если книгу не успели
Вы за месяц прочитать,
Можно ли еще на месяц
Книгу эту продлевать?
Если вы читали книгу,
Мама стала кушать звать.
Можно ли ее на кухне
За обедом почитать?
Вам понравилась картинка
На странице номер шесть.
Может вырвешь ты страницу,
Чтоб картинку вырезать?
Если черно-белый в книжке
Мячик, город или дом.
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?
Если маленький братишка
Хочет с книжкой поиграть.
Как вы думаете, можно
Книжку ту ему давать?
— А как нужно вести себя в библиотеке?
— Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).
Вот и мы с вами сейчас посмотрим библиотеку, которая находится у нас в группе.
7. Рассмотреть библиотеку в группе. Инсценировка
Зайдя в библиотеку, мы «Здрасте» - говорим.
За кафедрой широкой сидит библиотекарь
- «Вот книги все для вас. Смотрите» _ говорит.
Нам выбранные книги запишут в формуляр.
Библиотекарь скажет :
- «Вы книги почитайте и вовремя сдавайте.»
Мы скажем: «До свиданья», давая обещанье
Что книги прочитаем и вовремя сдадим.
Воспитатель: -А чтобы вы не забыли нашу сегодняшнюю беседу о библиотеке и книгах, я хочу прочитать вам небольшое стихотворение:
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Беседа в старшей группе «Берегите книги, друзья!»
Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы.
Задачи: формировать интерес к книгам; воспитывать бережное обращение с книгами.
Ход беседы:
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях-книгах. Кто мне скажет, где они живут? ( Ответы детей: на полках, в книжном уголке, в библиотеке, в книжном магазине)
Воспитатель: Правильно, в книжном уголке. Вы любите, когда вам читают книжки? ( Ответы детей: да, любим)
Воспитатель: В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.
Как вы думаете, кто сочиняет эти интересные сказки, рассказы, веселые истории для нас? ( Ответы детей: писатели, поэты)
Воспитатель: Правильно, писатели и поэты. Над созданием книги трудится не один человек, а несколько. Из-под пера писателя выходит замечательный рассказ. А чтобы нам с вами было интереснее читать эту книгу, художники-иллюстраторы рисуют к ним картины, ярко украшают обложку книги. По картинкам мы можем узнать, о чем эта книжка.
Воспитатель: Теперь давайте мы с вами перейдем в книжный уголок группы и рассмотрим некоторые из них. Здесь вы видите выставку книг, где подобраны для вас авторские и народные сказки. (Выставка детских книг. Дети в книжном уголке рассматривают иллюстрации к сказкам, угадывают название, называют главных героев) Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка? Найдите эти книжки в нашем книжном уголке и покажите.
1. Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?
(Маша и медведь).
2. Его песня такова:
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…
(Колобок)
3. Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый волк.
(Волк и семеро козлят)
4. А три брата - поросята
Строили житье – бытье
Тут наведался к ним волк
Да зубами щелк и щелк…
(А. Толстой «Три поросенка»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно показали. А сейчас поиграем в нашу любимую игру «Ровным кругом»
(Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу)
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе сделаем вот так!»
(С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает ведущий)
- как бабушка Колобка стряпала?
- как Машенька в лесу грибочки собирала?
- как дед Репку из земли тянул?
- как волк дунул на домик Ниф-Нифа?
- как петушок закричал во всё горло?
Воспитатель: Ребята, посмотрите: в нашем книжном уголке висит портрет автора многих любимых сказок – Корнея Ивановича Чуковского. На нашей выставке представлены и его книги. Вы хорошо знаете его сказки. Вот, например, как называется эта книга? ( Ответы детей: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит»).
Воспитатель: в какой сказке к нему приходят лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица!
- Кого так называют: Умывальников Начальник и мочалок Командир!
- Кто пошел на базар и купил самовар?
Воспитатель: Молодцы, вы действительно хорошо знаете сказки Чуковского.
Знаете ли вы, как нужно обращаться с книгами, чтобы они радовали не только вас, но и ваших младших братьев и сестер?
Правила обращения с книгами:
Не рисовать, не писать ничего в книгах;
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Пользоваться закладкой
Не брать книгу грязными руками.
Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
Подклеить страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попросить помощи у взрослых.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы всегда будете бережно обращаться с книгами.
Воспитатель: Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь! Набирайтесь ума!
Чтение книг делает нас умнее, добрее, расширяет кругозор, помогает общаться с людьми.