Елена Струкова
Консультация «Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства
Струкова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с 68
г. Белгород
«Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства»
Доброжелательность и дружелюбие - желание добра,
готовность содействовать благополучию других.
(Толковый словарь. С. И. Ожегов).
Публикация «Консультация „Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства“» размещена в разделах
Не все дети умеют сотрудничать. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь, посочувствовать, а тем более порадоваться успехам сверстника.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным.
Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.
Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать эти правила, например:
- хочешь играть, пригласи друга;
- если начал игру с другом, не бросай её без его согласия;
- играя, думай, чем помочь товарищам;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его;
- будь доброжелателен;
- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
- не ссорься, умей договариваться;
- внимательно выслушивай;
- не требуй для себя все время главных ролей;
- будь справедливым в игре; - если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать поступки сверстников, а, впоследствии, и свои. Начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода) : дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием «настроение».
Уголок «Мое настроение» - помогает детям обратить внимание не только на свои проблемы, но и на радости и огорчения других, порадоваться вместе с товарищами и своим, и чужим успехом.
Этюды, упражнения, психогимнастика, игры-драматизации, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами.
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов.
1. «Эмоциональное заражение» - качество человека, которое закладывается на
первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом : радость и любовь, или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.
2. «Чувство сострадания», формирующееся на втором году жизни. В этот
период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и
взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.
3. «Способность понимать других» развивается на третьем-четвертом году
жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него
появляется свое «Я».
4. «Сочувствие и отзывчивость» формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже
умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие
чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.
5. «Сорадование (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм
(бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)»
формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие
ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им
адекватную и действенную помощь.
Условия развития эмпатии
Совместная деятельность – это условие развития эмпатийных чувств.
Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает – установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.
Старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.
Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Лишь к этому возрасту ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации.
В период 4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – спехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении его сверстниками.
Помогайте детям видеть различие и сходство. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
Литература:
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М. : МПСИ, 2000 - 416 с.
2. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1987 - 21 с.
3. Буре, Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989 - 96 с.
4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. ; Под ред. А. Д. Кошелевой. М. : Просвещение, 1985 - 176 с.