Наталья Живоедова
Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает и считает, но у него недостаточно развиты такие первостепенно важные человеческие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие. Наверное, в этом случае, невзирая на скорость чтения, ваш ребёнок вряд ли будет усиленно учиться. По этой, в том числе причине, первоклассники, как правило, учатся хорошо, а с переходом в последующие классы успеваемость нередко снижается. Далеко не последнюю роль при соприкосновении с новым, более сложным материалом играет умение самоорганизоваться, проявлять ответственность, умственное трудолюбие и самостоятельность. Поэтому, убедительно просим постоянно формировать эти очень нужные нравственные категории человека.
Темочки:
Тем не менее, если дошкольнику исполнилось 5 или более лет, можно ненавязчиво, косвенно приобщать малыша к обучению грамоте.
Прежде чем перейти к конкретным учебным советам, обращаем внимание на следующий фактор. Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие - с большим трудом постигают первые азбучные истины. Трудно научится читать гиперактивным, реактивным ребятам. И не надо настаивать. Но даже с детьми легкообучающимися чтению, крайне недостаточно проводится работа над звуковой стороной речи. Такие дети нередко читают быстро, а пишут неграмотно, у них нет интереса к русскому языку. Выдающиеся психологи утверждали, что дошкольник 3 -6 лет – это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:
1. Развивать интерес звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.
2. Обучать детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделять гласные и согласные, мягкие и твёрдые звуки. И если мы с детьми 3 – 4 лет пройдём этот подготовительный этап, значит выиграем сразу же несколько призов.
* У детей развивается фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.
*На этой основе мы с дошкольниками более плавно перейдём к чтению.
*В будущем имеется большая вероятность грамотного письма.
*Малыш будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него, к чтению литературы.
Итак, мы с вами на время забыли о буквах, азбуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Для этого Л. С. Жукова и её последователи создали интересную игровую методику звукового анализа слова.
Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда малышу уже 3,5 – 4 года. Покажем это на примере звука «ш». Читаем ребёнку стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении выделяем его интонацией:
Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мышке:
Шуршать я буду тише.
Затем задаё т вопрос: «Какой звук ты чаще всего встречаешь в стихотворении?»
А теперь скажите, как шипит змея? (ш-ш-ш)
А как шумят листья на деревьях, когда их колышет ветер?
Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш», принести игрушку, в названии которых слышится этот звук. В течении нескольких дней, вы читаете детям стихи, загадки, чистоговорки с этим звуком, выделяя его интонацией.
Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком…» Нужно только, чтобы дети придумывали по правилам; слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «р» (рыба, рак, топор, а затем слова с мягким «р» (якорь, репа, море).
При этом мы объясняем, что твёрдый звук звучит твёрдо, а мягкий – мягко.
Не забудем, что звуки «ж», «ш» всегда твёрдые, а звуки «ч2, «Щ» всегда мягкие.
Когда ребята хорошо усвоят различия между мягкими и твёрдыми согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: «Придумай слова, которые начинаются только с мягкого согласного звука»(мята, лето, река, тень). Следующая игра «Цепочка слов». В этой игре надо подвести детей к пониманию того, что от замены только одного звука в слове меняется и его смысл (тень – день, пень – лень).
Затем важно договориться с малышом уже 5 лет, что гласные звуки мы будем закрашивать красным цветом, твёрдые гласные – синим., а мягкие согласные – зелёным цветом. Смеем вас заверить, что такое условное обозначение дети принимают с удовольствием и заполняют быстрее взрослого.
И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу – звуковому анализу слова, т. к. к умении. Не просто слышать некоторые звуки в словах, но и выделять их последовательно. Это значит, что ребёнок, уже обученный слуховому анализу, должен сказать, что в слове «лиса» первый звук «л» - мягкий, согласный, зелёный квадратик; второй звук «и» - гласный (красный квадратик, третий звук «с» - твёрдый согласный (синий квадратик); четвёртый звук «а» - гласный (красный квадратик). Если ваш ребёнок с небольшой помощью взрослого уже делает такой звуковой анализ, значит можно переходить к следующему, очень важному этапу., игре «Придумай разные слова по моей схеме» Конечно, детям мы предлагаем рассказать простые 3 -4 звуковые схемы, ребёнок должен понять, что к одной схеме можно придумать различные слова. Важно только, чтобы каждый звук в слове подходил под каждую клеточку. Затем можно уже обходиться без схемок, а просто предлагать назвать детям, например, слово из 3 звуков, но чтобы первый звук был твёрдым согласным, второй – гласным, а третий – мягким согласным (пыль, конь).
Завершающим этапом будет игра «Загадка». Вы загадываете слово и закрашиваете квадратики соответственно звуковому составу, именно слова, вами задуманного. Например : слово – пальто. Значит первый звук твёрдый, согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный и т. д. Дети будут придумывать различные слова, под эту тему: майка, почта. Но скоро они понимают, что так трудно найти единственно правильное слова. Тогда вы предлагаете задавать вопросы, но продуманные, неповторяющиеся, исходящие от предыдущего:
- Это живое? - Нет
- Это предмет? – Да
- Это есть у нас дома? – Да
- Из мебели? – Нет
- Это посуда? - Да
- Это одежда? - Да.
Ребёнок смотрит на схему и может догадаться, какое слово загадал взрослый. Если же не угадывает, то вопросы продолжаются. Звуковая работа продолжается на прогулке, по пути в детский сад, в магазин. И даже тогда, когда вы с детьми переходите к буквам, к чтению, не забудьте с детьми поиграть со звуками. А к буквам пора переходить. Ребёнок может начать читать и в 4, и в 5, и в 6 лет. Важно, чтобы чтение было без принуждения. Дошкольники, как правило, без затруднения запоминают букву в отдельности. И всё же мы останавливаемся на этом этапе. Сейчас имеется в продаже много азбук. Мы, порой безумно их приобретаем. А жаль. Каждая азбука несёт определённую смысловую нагрузку. Одни азбуки по своему содержанию и оформлению обращают на себя внимание лукавством и юмором. Другие азбуки способствуют закреплению фонематического слуха – на каждую букву начинается определённый предмет, и есть ещё и азбуки, в которых в стихотворной форме говорится, на что или на кого похожа эта буква. Вот именно с такой азбуки стоит начинать переход дошкольника от звука к букве. В этом плане мы предлагаем вашему вниманию «Алфавит» Владимира Степанова.
«В»
Видишь девочка Алёна
Держит трубку телефона
Трубка телефонная –
Буква «В» огромная –
Может слушать и молчать
На вопросы отвечать.
Когда ваши дети выучили, в основном, все буквы, не спеша переходите к чтению слогов., коротких сло и коротких предложений. Неинтересно читать просто слоги или предложения типа: «Мама мыла раму». Вот и придумали психологи – педагоги массу забав, чтобы не нарушался основной принцип обучения дошкольников. : «Учите, играя.» Здесь используют «Кроссворды», «Ребусы», «Перевертыши», «Грамматическая арифметика», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Два колодца», «Телеграмма». Опишем некоторые увлекательные упражнения.
«Кроссворды». В данном случае пустые клетки, которые вдумчиво заполняет ребёнок и отгадывает слово или фразу. Кроссворды, как правило, детям предлагаются «опредмеченные». Вокруг клеточки в качестве подсказок рисуются предметы. Имеются кроссворды разной степени сложности. Поэтому на первых порах рекомендуем их отгадывать сообща. Тем более, что в отгадках порой встречаются не совсем знакомые дошкольникам слова. По ходу нужно объяснить значение загадок. За счёт этого и расширяется словарный запас.
И, наконец, постепенно наступает то время, когда мы переходим к чтению более длинных текстов. Для этого будут полезны короткие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, В. Сухомлинского. Важно, чтобы эти рассказы были напечатаны крупным текстом. Гуляя с детьми предлагайте им читать всё, что они увидят: вывески в магазинах, на рынке. Приучите себя, дорогие родители, писать письма своему ребёнку. Позже эти письма могут быть с сюрпризами, заданиями. С этой целью приобретайте новые книжки, используйте все непредвиденные ситуации: получение и совместное чтение писем, телеграмм. Устраивайте шутки с сюрпризами:
- давай рассмешим папу смешным стихотворением, прочитай!.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, может добиться идеального варианта в семье – чтение без принуждения.