Людмила Пичугина
Методическая разработка итогового мероприятия по фольклору «К нам гости пришли» о практике гостеприимства
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка итогового мероприятия по фольклору
музыкального руководителя Пичугиной Людмилы Александровны
«К нам гости пришли» (практика гостеприимства)
Данное мероприятие было разработано для воспитанников старшей группы ДОУ, а так же, для педагогов ЦРР МБДОУ «Детский сад №68» в рамках реализации тематической недели «В старину явиться просим, окажите честь быть гостем», являлось итоговым мероприятием и проводилось в мини-музее ДОУ «Светлая горница».
Задачи данного мероприятия:
Публикация «Методическая разработка итогового мероприятия по фольклору „К нам гости пришли“ о практике гостеприимства» размещена в разделах
• Воспитывать любовь и бережное отношение, уважение к народной культуре России.
• Познакомить с традициями и обычаями Руси - гостеприимством, с его песенным и игровым наследием, исконно русскими музыкальными инструментами (гармонью и балалайкой, обогащать словарь детей.
• Создавать условия для формирования у детей основ исполнительского мастерства (в чтении стихов, пении, музыкально-ритмических движениях).
Этот материал может быть использован в работе музыкальных руководителей и педагогов дошкольных учреждений.
Ход мероприятия:
Ведущая: Ребята, а вы любите ходить в гости? Как вы думаете, зачем люди
ходят в гости?
(Ответы, например: «Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем».)
- А вы любите принимать гостей? Если вы рады гостям, то вы гостеприимные хозяева.
- Что же это такое – гостеприимство, как вы понимаете? (ответы)
- Слово гостеприимство состоит из двух: гость + принять = гостеприимство.
Гостеприимство – готовность и желание принимать гостей, угощать их (из словаря Ушакова). Гостеприимство – это старинная традиция русского народа. На мой взгляд, самое развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему, гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли,
- это щедрость души человека,
- это сочетание благородства и уважения к людям.
В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. О гостеприимстве говорилось ещё в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трех путников. И получил за то благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога:
«Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится тут же, вместе с Авраамом. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. И в ходе беседы праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог».
Ведущая: Ребята, чтобы нам понять, как же принимать гостей и как это делали в давние времена на Руси, мы превратимся в хозяев этого дома!
(Хозяйка и дети берут приготовленный каравай и
встречают гостей на пороге с «хлебом-солью»)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Рады видеть вас в
нашей «Светлой горнице»! Если величать – так на пороге встречать.
(хозяйка и дети поют)
Песня «Здравствуйте, гости дорогие»
1. Здравствуйте, гости дорогие, - 2 р.
Дорогие, молодые. - 2 р.
2. Дорогих гостей мы ждали - - 2 р.
Сладким мёдом угощали. - 2 р.
3. Сладким мёдом угощали, - 2 р.
Звонкой песней забавляли. - 2 р.
Хозяйка: «Дай бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям, милым
детушкам, чтоб хорошим было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице!», - вот такими красивыми словами в далёкие времена на Руси встречали гостей на пороге дома хлебом и солью.
Девочки: 1. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
2. Он на блюде расписном
С белоснежным рушником,
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим. (кланяются)
3. Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Хозяйка: Кушайте, гости дорогие (угощает по-очереди «гостей»).
(дети садятся на лавочки)
Ведущая: Заходя в горницу, где обедала семья, говорили: «Хлеб да
соль» (так по-старинному желали приятного аппетита, а в ответ звучало: «Хлеб кушать милости просим»!
Русский дом всегда славился гостеприимством. В других языках трудно найти аналог этому слову. Это слово – хлебосольство.
Хлеб да соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы. Называют такой хлеб – караваем.
По умению испечь хлеб определялась домовитость хозяйки. «Как ни придёшь, у них всегда стол да скатерть», - говорили про хлебосольных хозяев на Руси.
Каравай — это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» - круг, круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год; вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобы вновь родиться. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым.
Хозяйка: А кто-нибудь из уважаемых гостей знает, как называли стол наши
предки? (ответы). Раньше стол назывался «Божья ладонь» (подаёт нам дар) или «сердце матери» (заботится обо всех, старается накормить и напоить).
- А знаете ли вы, что нельзя по столу стучать ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подаёт хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее.
Нельзя было разбрасывать недоеденные куски – они будут сохнуть и «сушить» (забирать силу у того, кто хлеб не доел). Поэтому говорили, что человек с последним куском оставил свою силу.
Хозяйка: Ребята, расскажите пословицы, которые сложил русский народ
о хлебе…
Дети:
• На чужой каравай рот не разевай,
А пораньше вставай, да свой затевай.
• Без золота проживёшь, а без хлеба — нет.
• Горька работа - да хлеб сладок.
• В землю не положишь - с земли не возьмёшь.
• Земля – матушка, а хлеб батюшка.
Хозяйка: Войдя в избу, сразу внимание обращали на печь. Это был главный
предмет в доме. Затрещит мороз, завоет ветер, а на печи тепло да уютно. Хорошая печь – гордость печника и хозяина. Она и жилье отапливала, и еду готовила, и хлеб выпекала, в ней одежда сушилась. В ней даже мылись!
Для русской печи – посуда особой формы, горшки да чугуны. А знаете почему?
(Дети: Нет, расскажите)
Хозяйка: Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с
боков, поэтому должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы легче было доставать ухватом.
Ведущая: Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное.
Как говорится в народе, «не красна изба углами, а красна пирогами» - всё зависело от того, каким был повод, что отмечалось. Традиции русской кухни тесно переплетаются с многочисленными праздниками, некоторые из которых, к сожалению, забыты.
Основным или первым блюдом русской кухни являются супы или похлебки. Среди первых блюд наибольшее распространение получили щи, борщ, рассольник, солянка, уха, супы грибные и овощные, окрошка, ботвинья.
Хозяйка: Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про
какое угощение говорится в загадке?
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят -
Ребята съедят … (каша).
- Правильно, это каша – праматерь наша!
Ведущая: Кстати, кашей назывались не только варёные крупы, но и всё, что варилось из измельчённых продуктов. Были хлебные каши, морковные, гороховые. Варились каши для достижения мирного договора. Отсюда пословицы «с ним каши не сваришь» или «мы с ним одной каши». Слово «однокашники» обозначает учеников одной школы, которые в древности во время обеда ели кашу из одного чугуна.
Как правило, в качестве вторых блюд русской кухни использовались каши. Каша считалась непременным атрибутом любого стола в любое время, сложилась даже поговорка: «Щи да каша — пища наша».
К кашам и картофелю, используемым в качестве гарниров, подавались отварная или печёная рыба, вареное или тушёное мясо, птица. Рыбу или птицу чаще всего готовили целиком, мясные продукты подавали большими кусками, в процессе приготовления их запрещалось измельчать.
Обязательно подавали пироги с разной начинкой, кулебяки, расстегаи.
Хозяйка: На Руси встреча гостей – это праздник, а все праздники справляли
весело: пели, играли – вот и мы поиграем.
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов: «режь его, да ешь», - к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
Хозяйка: Молодцы, задорно поиграли - удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
Дети: Хотите, повеселим, частушки пропоем?
- А знаете?
- Сами судите!
Частушки
1. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула, он упал.
3. Я сидел на печи,
Сторожил калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
4. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Но гармошка так играла,
Я не удержалася.
5. Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Ведущая: Ни одна встреча гостей не обходилась без песен, танцев и любимых частушек.
Частушки – коротенькие песенки шуточного содержания. Раньше устраивались целые состязания, кто кого перепоёт, кто знает частушек больше. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек, исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. Пели частушки под балалайку либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки. Этот жанр русской песни живёт и поныне.
Гармонь (или гармоника) - это исконно русский музыкальный инструмент. Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие.
Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Это — один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Её ещё называли «балабайка», что значит балакать, болтать, пустозвонить.
Русская гармонь и балалайка – атрибуты всех русских праздников, их смело можно считать символами России.
Ведущая: Кроме основных блюд, на стол ставили обязательно напитки. Национальная кухня России включает в себя такие популярные напитки, как квас, морс и кисель и сбитень.
Хозяйка: А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите, угощение берите,
Сбитнем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
(все подходят к накрытому столу, угощаются пирогами и пьют сбитень)
Ведущая: В старину был такой обычай. После обеда накрывали стол чистой скатертью, клали посередине хлеб, рядом ставили солонку с солью - этим хозяева хотели показать, что они всегда готовы встретить гостей, а также, то особое положение, которое отводилось столу в доме.
- А вот у меня вопрос… Представьте себе: праздник кончился, хозяева устали, им спать хочется, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что гостям пора и честь знать? Только помните, что мы сейчас находимся в Древней Руси.
Варианты ответов…
Ведущая: Надо выдать на прощание особый пряник – “разгоняй”. Хороший был обычай. Вежливый. Ведь обидеть гостя никак нельзя. А тут и прощание, и одаривание пряником.
Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом - «скатертью дорога». В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.
Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу!
Хозяйка: Ребята, гости собираются уходить, надо проводить их с почётом и
уважением. (раздаются пряники)
Дети: Принимать вас не забота,
Не тяжелая работа,
Принимать вас мы готовы,
Будьте счастливы, здоровы.
А по сердцу вам придется,
Огонечек вновь зажжется -
В наш уютный уголок
Заходите на часок.
Ведущая: Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Не ушло ли безвозвратно все старое, доброе, что велось веками? Многое забыли, растеряли. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. Ведь от того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.