светлана фальк
Интегрированная НОД «Ярмарка народного мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ярмарка народных мастерства».
НОД: Непосредственно образовательная деятельность является интегрированной, так как посредством различного содержания и видов деятельности достигается основная цель образовательного мероприятия.
Форма организации детей: подгруппа
Доминирующая образовательная область - «Художественно эстетическое развитие»
Цели:Закрепить представления детей о народных промыслах России (дымковская игрушка, городецкая роспись, хохломская)
Публикация «Интегрированная НОД „Ярмарка народного мастерства“» размещена в разделах
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Закрепить знание детей о истории возникновения дымковской игрушки, хохломской, городецкой росписи,особенностей узоров и цвета узоров.
Приобщать детей к истокам русской культуры, а так же Формирование элементарных представлений о видах искусства
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь детей в процессе сравнения;
• обогащать словарь детей: Мастера, мастерицы,
• скоморохи, купцы, ярмарка
• Развивать чувство ритма при игре сложками, двигаться по кругу в соответствии с ловам
• Развивать воображение, творческие способности
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстников
Для решения поставленных задач использовались методы и приё мы обучения:
• Наглядный: Мультимедийная презентация, работы детей, демонстрация наглядных пособий
• Словесный: рассказ, беседа, стихи, загадки
• Игровой:воображаемая ситуация в развёрнутом виде
• музыкальные сопровождение
Мотивация : проблемная ситуация (детям надо, вернуть узор на перышки и вернуть их Жар-птицы)
Задачи интегрируемых образовательных областей:
- «Художественно – эстетическое развитие» :
Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- «Социально – коммуникативное развитие» :
Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к родине. Развитие эмоционального ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
- «Познание»
Формирование представление о большой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках
- «Физическое развитие» :
формирование у детей потребности в двигательной активности
- «Речевое развитие» :
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, формировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим)
Виды детской деятельности: продуктивная (дорисовать узор, игровая.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие» «Познание», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Учебно-методический комплект:
1. Радость творчества,Автор-составитель О. А. Соломенникова, для занятий с детьми 5-7 лет
2. Музыкальная палитра №1,2007.
Взаимодействие с родителями:
-Консультации «Знакомство детей схохломской росписью» «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»
- Мастер-класс «Городецкая роспись»
Предварительная работа:сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр, чтение русских народных сказок.
Ход НОД:
Дети в ходят в зал, здороваются с гостями, встают полукругом. Звучит фонограмма песни «Березы» Н. Расторгуева. Воспитатель читает стихотворение «Как велика моя страна».
Вед.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Вед. (обращая внимание детей на карту России) :
Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица : и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Но Кощею Бессмертному удалось спрятать несколько перьев Жар-птицы. Как вы думаете, где Кощей прячет свои сокровища? Значит, что нам надо отыскать (ответ детей). Правильно, если мы найдем сундук в котором лежат перышки, то мы сможем вернуть их Жар-птицы и сохранить наше народное искусство. Я предлагаю вам пойти на поиски кощеева сундука. А музыка нам подскажет, где находиться сундук (дети под музыку двигаются по залу, под соответствующую музыку, дети останавливаются возле сундука, на котором весят 3 загадки)
1-я загадка
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит … (Городец)
2-я загадка
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечк, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой,
Кто привез товар такой? (Хохлома)
3-я загадка
Вед. : Ребята посмотрите здесь загадки если мы отгадаем, то сможем открыть сундук. (дети отгадывают, загадки, сундук открывается и вед. достаёт перышки расписанные дымковской, городецкой и хохломской росписью). Перья не простые, а расписные, какую вы узнали роспись на перьях? А чем, хохломская роспись отличается от городецкой, городецкая от дымковской? Как называют таких людей, которые так красиво расписываю? Но, посмотрите что- случилось с ними, кто ни будь догадался (дети рассматривают перья и узнают, что случилось). Где же можно встретить мастеров? Что такое ярмарка? Кто еще съежатся на ярмарку? Что продают на ярмарках? В какое время обычно народ устраивает ярмарку? Ну, что сделаем доброе дело, вернем узоры на перышки, а мастера нам в этом помогут. Самое время туда и отправится!
(звучит музыка)
Вед. Предлагает детям переодетым в костюмы пройти к столам.
Хохломские мастера :
1-й ребенок
Подходите! Подходите (Данил. П.)
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо - ложки!
Вед. : А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Гости товаром любуются,
А ещё интересуются!
Вопросы покупателей:
- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)
- Из чего вы делаете свою посуду?
-А узор какой? (ягодки, цветочки, стебелечки, листочки, завитки)
вопрос от вед. : Породы каких деревьев используют для изготовления заготовок?
Вед. : Уважаемый мастер, помоги вернуть узор (мастер при помощи тычка наносит узор на хохломское перышко).
Вед. : Покупаем чудо-ложки,
Поиграем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)
игра с ложками.
Вед. :
Эй! Солнце красное встаёт,
К другой лавке спешит народ!
(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.)
Городецкие мастера :
1-й ребенок
Распускаются букеты, ярко красками горя
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
2-й ребенок
Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры, тонко вывела рука
Вед. :Да, красивые вещицы! Гости дивятся, а вопросы так и сыплются!
Вопросы покупателей:
- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и другую домашнюю утварь.)
- Почему называют городецкой росписью?
- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)
-Какие краски использует мастер для росписи посуды? ( В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)
Вед: Уважаемый мастера помогите вернуть узор на городецкое перышко.
Будет дома красота
Из славного города - Городца! (Помещает несколько изделий в корзину.)
А теперь, мастера!
Подходите-ка сюда!
Ярмарку продолжаем,
вместе поиграем!
Ребята для чего скоморохи устраивали шуточные диалоги?
Диалог, «Кто ты будешь?» «Уж ты бабушка Арина»
(Елезара ребенок)
Вед. :
Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!
(Дети – «дымковские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)
Вед обращает внимание на сундук:
Что это тут за чудесный сундук?
Дымковский мастер :
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
( Вед: достаёт игрушки и показывает детям)
Д. м.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
1-й ребенок
Эта девица красна,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
2-й ребенок
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Вед. :Гости дорогие товары выбирайте,
И на вопросы отвечайте!
-Как называются эти игрушки? (Дымковская игрушка)
-А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
-А как их изготавливает мастер? (ответы детей)
-Ребята, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей)
-Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(Ответы детей)
Вед. : Дымковские мастера помогите нам пожалуйста вернить узор.
Вед: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т. д.
Вед. : Ребята, мастера помогли вернуть узор на перышки? Теперь нам надо вернуть жар-птицы ее перья (сюрпризный момент, дети под музыку приклеивают перья к жар-птицы)
Вед. : Ребята где мы сегодня были, куда ходили?
У каких мастеров бывали? Какой товар вам больше всего понравился на ярмарке? Почему? Какое доброе дело мы сделали?
Вед. : Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
А теперь честной народ,
Вместе встанем в хоровод!
(после хоровода дети встают полу кругом)
Вед. : С мастерством люди не родятся,
Добрым мастерством гордятся!
Всякому молодцу мастерство к лицу!
Вот и пришел конец ярмарке чудес!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!
(русский поклон)