Наталья Кокорева
Якутские настольные игры в контексте развивающих педагогических технологий
▼ Скачать
Якутские настольные игры – это культура якутского народа. Г. Н. Волков в своей статье отмечает, что есть «золотая формула» этнопедагогики : «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности» [3] .
Публикация «Якутские настольные игры в контексте развивающих педагогических технологий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Республика Саха. Якутия
- Якутские игры
- Темочки
Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самопознаний нации, а также выражением философских, нравственных, и эстетических взглядов и идеалов. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становление личности – актуальная задача современного образования. Для дошкольных образовательных учреждений наиболее эффективным средством является игра, так как она важная роль в жизни дошкольника. Использования в воспитании дошкольников народных игр говорится в трудах исследователей-педагогов Г. Н. Волкова, А. П. Усовой, Е. И. Тихеевой, утверждающих, что приобщение детей к народному фольклору, творчеству, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, а именно с игры. Все мы знаем, что исторически большинство игр возникли в процессе бытовой и производственной деятельности человека – охоты, земледелия, скотоводства, рыболовства, так как отражался образ жизни людей, их быт и труд. В народной педагогике игра воспринимается как реализованная, материализованная сказка, а игрушка – как феноменальный памятник сказке.
В старину наши предки якуты после трудных работ, безвыходно сидя в балагане, в трескучие морозы зимними вечерами вместе с детьми любили играть в настольные игры «Хаамыска», «Хабылык», «Тырыынка», «Куерчэх (ытыйыы)», «Дугда», «Тыксаан». Настольными играми без игрушек не играют. Поэтому, якуты делали игрушки практически из бросового материала, как из рыбьих костей, и дерева. Якутские настольные игры интересные, а так же является состязательного характера. После тяжелой работы, когда взрослые люди играют в «Хабылык» у них заряжается энергия, сразу проходит усталость, а когда дети играют в настольные игры, у них развивается такие качества как мелкая моторика рук, мышление, ловкость, быстрота и выносливость.
В своих трудах этнопедагог Г. Н. Волков отмечает, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться острой, актуальной проблемой даже после фундаментальных, классических работ В. М. Григорьева. Особые темы: народная (национальная) игра в семье, самодельные игрушки, взаимодействия народных игр с современными, диалог культур в играх и игрушках, игры народов мира в национальной школе и т. п. [3].
Наш коллектив МДОУ – Детский сад комбинированного вида №14 «Сардаана» стремится расширить знания детей об обычаях, традициях, культуре якутского народа. Так как я воспитатель старшего возраста в свободное время от занятий использовала якутскую настольную игру, дети играли с удовольствием. Но с развитием человеческого общества игры стали приобретать различные качества, стали яркими, звучащими. Естественно детей это привлекала, так как во всех случаях их значение заключалось во всесторонней подготовке ребенка к жизни. Постепенно перешли играть к новым игрушкам, перестали играть в якутскую настольную игру. Я задумалась, а как же наша национальная игра? Ведь особое внимание заслуживают национальные игры, главное предназначение которых – регуляция полного гармоничного развития человека. К. Д. Ушинской в своих работах подчеркивал и убеждал «обратить внимание на эти национальные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики.
Основываясь на высказывания этнопедагогов Г. Н. Волкова, К. Д. Ушинского нам пришла такая идея, чтобы донести нашу культуру из поколения в поколение, сохранять и развивать национальную традиции и обычаи – обновить якутскую настольную игру по развивающей технологии. Почему выбрали именно якутские настольные игры? Потому что: во-первых, игрушки этой игры сделать проще всего, во-вторых, игра выполняет разные функции, являясь формой обучения и средством воспитания, в-третьих, позволяет реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка.
Поэтому мы стали с другой точки зрения изучать и разрабатывать данные игры, с целью сохранения и увековечивания якутской настольной игры и пришли к выводу, что применение якутских настольных игр в контексте развивающих педагогических технологий будет наиболее приемлемым методом в ознакомлении детей дошкольного возраста в современном мире.
Подготовка работы по обновлению якутских настольных игр проходила из следующих этапов:
1. Привлечение к данной теме родителей и педагогов; ознакомление и изготовление якутских настольных игр.
2. Ознакомление детей с новыми правилами якутской национальной настольной игры по принципу «от простого к сложному».
3. Широкое использование якутских настольных игр в воспитательно-образовательном процессе.
К примеру, представляем несколько вариантов якутской настольной игры с использованием развивающей технологии :
Игра «Куугунэй». Игрушка изготавливается из тонкой пластины дерева. Из данных пластин вырезаем овальную форму разной величины (большой, средний, маленький) высотой около 5 см и посередине прокалываем две дырки, по нему нанизываем тоненькую веревочку, окрашиваем в разные цвета (красный, голубой, желтый). Варианты игр: первая игра называется «Оркестр» цель этой игры на развитие памяти, музыкальных способностей (высокий, средний, низкий тембр звучания) и на различие предметов (большой, средний, маленький). При сформировании навыков игры, дети могут под жужжание куугунэй спеть песенку.
Вторая игра, называется «Угадай какой, из них жужжит?». Цель данной игры опирается на обогащение и развитие познавательной деятельности детей. Основная идея игры заключается в том, что воспитатель за ширмой играет куугунэй, а дети должны угадать по звуку какой, из них звучал.
Игра «Тырыынка». Игрушка для этой игры изготавливается из дерева в виде нащепанной лучинки, длиной чуть выше спичечной палочки. Их тоже окрашиваем в разные цвета.
Первая игра называется «Создай из тырынки свой рисунок». Цель игры на развитие творческих способностей у детей. Воспитатель предлагает сделать рисунок по заданию. Например, сделай из шести тырынки елочку или домик. Второй вариант игры воспитатель может предлагать детям самим создать свой рисунок.
Вторая игра называется «Сказочный домик». Цель этой игры на развитие мелкой моторики рук и на выносливость. Дети кладут на стол две палочки параллельно, расстояние между палочками должно чуть меньше длины палочки. Поверх палочек кладут, две палочки так чтобы получился квадрат и так далее, получается избушка. Потом можно осложнить задание, сделать многоугольные избушки.
Игра «Хаамыска». Изготавливаются деревянные кубики размером 1х1см. Каждый кубик раскрашивается в разные цвета, притом все стороны одного кубика также раскрашиваются различными цветами.
Прототип игры «Кубик Рубика». Цель игры на различении цвета, на развитие памяти, мышления и мелкой моторики рук. Дети кладут кубики на стол по цвету 3х3. После окончания кладут свой квадрат поверх друг на друга по цвету. Получается кубик Рубика.
Таким образом, разработано всего 12 вариантов игры якутской настольной игры в контексте развивающей технологии.
И в заключении хочется отметить, что якутские настольные игры в контексте развивающей педагогической технологии являются универсальной игрой. Так как способствует у детей развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук, воспитывает ребенка на народных традициях. Думаю, что якутские настольные игры в новом варианте могут стать замечательной формой проведения свободного времени; общения со сверстниками и со взрослыми.
Я думаю, что вышеназванные игры помогут педагогам, родителям по новому оценить смысл якутских национальных настольных игр.
Использованная литература:
1. Бондаренко А. К. Игры в детских садах : Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд. дороб. – М. : Просвещение, 1991.-157с.
2. Васильев П. К., Охлопков М. К. Сахалыы оонньуулар: Детсад иитээччилэригэр уонна учууталларга аналлаах пособие. Дьокуускай: Якутполиграфиздат, 1992. – 80с.
3. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : В 2 т. – М. : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – Т. 1. – 460с.