Ольга Михайловна Рыжкова
Изучение ПДД при взаимодействии детей разных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Образование и воспитание представляются нам историческими фактами воздействия одних людей на других, потому задача науки образования, по нашему мнению, есть только отыскания законов этого воздействия одних людей на других.
Л. Н. Толстой
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Изучение ПДД при взаимодействии детей разных возрастных групп» размещена в разделах
За последние годы дорожно-транспортный травматизм в России вырос до уровня социально-экономической проблемы.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание автотранспорта, нарушение правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами, нарушение скорости движения. В результате чего погибают люди, а особенно ужасно, что гибнут дети.
Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.
Актуальность:
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП, в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей. Международная федерация общества Красного Креста и Красного Полумесяца в "Докладе о мировых катастрофах" (1998 г.) определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и все теоретические навыки приобретённые в детстве будут применятся на практике в дальнейшей жизни. Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге реализуется через активную деятельность разных возрастных групп.
Вид проекта:
Познавательный, информационно-практико-ориентированный.
Цель:
- сформировать у младшего дошкольного возраста (3-4 года) с помощью старшего дошкольного возраста (5-6 лет) основы безопасного поведения
как на дороге, так и в транспорте.
- помощь старших дошкольников в создании уголка по ПДД в младшей группе.
Задачи:
- обучить младших дошкольников необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков;
- уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Участники проекта:
1. дети разных возрастных групп (вторая младшая и старшая)
2. воспитатели
Ожидаемые результаты:
- создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД
- к окончанию проекта ребё нок должен:
• знать алгоритм перехода дороги;
• уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы и средства регулирования дорожного движения, а так же дорожные знаки и виды спецтранспорта;
• знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам;
• знать правила поведения на улице и в транспорте;
- совершенствовать познавательную и самостоятельную деятельность детей;
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактичес
ких, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений)
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный (презентация уголка по ПДД старшим детям и совместная игра)
Содержание:
Перед непосредственным взаимодействием старших и младших дошкольников, со старшими детьми воспитатели проводили целенаправленную работу по изучению материала по правилам дорожного движения. Далее, именно они (старшие дошкольники) становились носителями информации - «учителями» для малышей. И все свои полученные «теоретические» знания пропускали через совместную продуктивную деятельность и игры, охватывая все виды детской деятельности. Таким образом, старшие дошкольники закрепляли полученные знания, а младшие изучали правила дорожного движения.
Наша запланированная поэтапная работа проходила по двум направлениям: «Я - пассажир» и «Я - пешеход» и состояла из 13 встреч.
Я – пассажир.
1 встреча была нацелена на обобщение знаний младших дошкольников о видах транспорта.
Старшие демонстрировали иллюстрации транспорта и рассказывали, какие виды средств передвижения изобрел человек. Вводились такие понятия как наземный, подземный, воздушный и водный транспорт. Затем дети рассказывали, что транспорт можно разделить на группы не только по месту его передвижения, но и по его предназначению. На этот раз уже младшие дошкольники, глядя на картинки, отвечали на вопросы, зачем человеку необходим этот вид транспорта. При необходимости старшие дети дополняли ответы.
Далее проводилась подвижная игра «Воробушки и автомобиль». После чего детям предлагалось помочь оформить уголок по ПДД для малышей. Из фетра дети совместно под руководством воспитателя изготавливали плоскостные модели легковых машин.
2 встреча была нацелена на закрепление знаний о пассажирском транспорте и пассажирах в нем.
Старшие дошкольники предлагали малышам поиграть в дидактическую игру «Собери транспорт» (разрезанные картинки). Роли старших детей заранее распределены: они водители троллейбуса, трамвая, автобуса, маршрутного такси. Кто быстрее всех из малышей собрал картинку, тот соответственно становится пассажиром этого транспорта. Далее старшие дети по очереди описывают свой транспорт, рассказывают о правилах поведения пассажиров и об обязанностях водителя, далее детям предлагается поиграть в сюжетно - ролевую игру «Водители и пассажиры».
Затем дети совместно продолжают изготовление плоскостных моделей (автобус и троллейбус, для уголка ПДД.
3 встреча. Театрализованная деятельность.
Старшие дошкольники подготовили инсценировки стихотворений и коротких рассказов повествующих о правилах поведения в общественном транспорте и на остановках. Затем задавали вопросы малышам, какие правила, они запомнили, при необходимости дополняли ответ.
После чего все вместе приступили к моделированию остановки.
4 встреча. Направлена на знакомство с художественной литературой по ПДД. Старшие дошкольники принесли для малышей книги для совместного рассматривания иллюстраций. Изготовление деревьев и зданий из фетра.
5 встреча. «Вечерние посиделки»
Заключительная встреча по теме «Я - пассажир»
Старшие дети предлагают поиграть в игру «Рассуждалки», все делятся на команды 4 команды, так чтобы в каждой команде оказались и старшие, и младшие дети. Затем каждая команды на основе полученных знаний придумывает свой творческий рассказ на тему «Истории в транспорте».
Я – пешеход.
6 встреча.
Совместное взаимодействие в блоке «Я - пешеход» начиналось с демонстрации иллюстраций «Прогулка по городу». Старшие дети расширяли представления младших детей о том, что такое улица, какие здания нас окружают, что на улице есть проезжая часть, где движется транспорт, есть тротуары, где ходят люди. Расширялись элементарные знания о поведении на улице. Подводили к понятию, что на улице мы пешеходы.
В заключении проводилась совместная сюжетно – ролевая игра «Мы – юные пешеходы».
7 встреча. Старшие дети показывали младшим детям свои схемы безопасного пути в наш детский сад, и рассказывали про виды пешеходных переходов и главного помощника на дорогах - светофор.
Затем проводилась подвижная игра «Светофор». В заключение, которой дошкольники приступали к изготовлению проезжей части и светофоров из фетра.
8 встреча. «Дорожные знаки – наши помощники».
Старшие дошкольники показывали знаки, рассказывали, где их устанавливают и для чего они служат. Затем предлагали вместе сконструировать дома, детский сад, дороги, а в завершении расставить на дороге знаки и объяснить свой выбор. Старшие дети проверяли правильность выполненного задания, при необходимости помогали.
В конце проводилась музыкальная разминка под песню «Дорожный знак».
9 встреча называлась «Юный инспектор ГИБДД».
На этой встрече старшие дошкольники знакомили младших с профессией инспектора ГИБДД, о его обязанностях и действии на дорогах, рассматривали его форму одежды. После чего предлагали поиграть в подвижную игру «Регулировщик и пешеходы».
10 встреча была нацелена на выявление взаимосвязи – как влияет изменение погодных условий на движение.
Здесь наоборот младшие дошкольники рассказывали старшим о признаках осени, а старшие подводя итог рассказали, что с изменением погодных условий (темнеет рано – снижается видимость, дорога от дождя становится мокрой и скользкой - водителям трудно затормозить) повышается опасность на проезжей части. Затем предлагали провести игру – экспериментирование: катание ластика по льду и по сухой дощечке.
В конце - совместное изготовление светофоров из фетра для уголка ПДД.
11 встреча – продолжение беседы о повышении опасности, связанной с изменением погодных условий.
Старшие дети просят младших, показать и рассказать, в какой одежде они пришли сегодня в детский сад. Далее задают наводящие вопросы (если начнется дождь, что вы сделаете, а если с собой не будет зонта и т. д). А после ответов рассказывают, что зонт, капюшон, высокие воротники затрудняют пешеходов осматривать дорогу. А чтобы в этом убедиться предлагают поиграть в игру «Под зонтом». Задача малышей, держа зонт над головой назвать картинку которую показывают старшие дети. В случае, если картинку увидеть нет возможности разрешается убрать зонт. Таким образом, дошкольники приходят к выводу, что зонт затрудняет видимость. Далее точно такая же игра проводится на прогулке, но уже без зонта, а в капюшонах.
12 встреча «Машины специального назначения».
Старшие дошкольники показывали машины скорой помощи, пожарную и полицейскую, и спрашивали у малышей, знакомы ли они с ними. Младшие дошкольники демонстрировали свои знания о этих машинах. А старшие дополняли представления детей новыми сведениями : что эти транспортные средства оборудованы специальными звуковыми сигналами «сиреной» и мигающими фонарями «маячком». Рассказывали, что пешеходы, услышав сигнал должны сразу уступить дорогу, даже если пешеходам горит зеленый сигнал светофора, а транспортным средствам красный. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.
К конце, проводилась сюжетно – ролевая игра «Врачи скорой помощи», а далее все дети приступали к изготовлению плоскостных моделей машин специального назначения.
13 встреча Заключительная встреча по теме «Я – пешеход», так же завершается командным придумыванием творческих рассказов на тему «Что случилось если бы…»
В конце на фланелеграфе дети собирают из готовых плоскостных фигур сюжет «Улица города».
Результат:
Цель достигнута,поставленные задачи проекта выполнены. В ходе совместного взаимодействия у детей развивается связная речь, совершенствуются социально – коммуникативные навыки, повышается физическая активность.
У дошкольников развиваются такие качества личности как целеустремленность, отзывчивость, любознательность. Старшие дошкольники с огромным интересом изучали правила дорожного движения, у них повысился познавательный интерес. Они запоминали информацию, увлечённо слушали педагогов. Педагоги младшей группы заметили положительный прогресс в изучении материала по ПДД у детей. Поэтому я считаю эта форма взаимодействия между дошкольниками разных возрастов эффективна и может применяться не только в области изучения ПДД, но и для успешного освоения всего программного содержания в дошкольном образовании. По этому нами запланирован цикл встреч (весной) посвященный теме «Я –водитель самоката, велосипеда, беговела».