Расиля Саетгалиева
Занятие по лепке «Изразцы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Изразцы – очень распространенный в
России элемент декора. Традиция изготовления изразцов не забыта и по сей день – они украшают наши дома, являясь необычным элементом. Они создают особую атмосферу в доме и вызывают ассоциации с бытом русского человека в старинные времена, о котором нам известно по книгам и иллюстрациям того времени.
Публикация «Занятие по лепке „Изразцы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Но не стоит забывать, что изразцы использовались не только для художественной облицовки печей и каминов, но и вполне успешно применялись для украшения, как внутренних, так и наружных стен. Самые первые узорчатые керамические пластинки появились в Древнем Междуречье (долина реки Евфрат). Они значительно отличались от современных представителей, так как у «прадедушек» имелся целый ряд отличий.
В Магрибе (Алжир и Тунис) – особой популярностью пользовалась мозаичная плитка, которой украшали мечети и дворцы. Большинство ученых едины во мнении, что именно от мавританской культуры, данный способ облицовки стен был благополучно перенят жителями Пиренейского полуострова. В современной Португалии сохранились облицованные плиткой фасады церквей XV-XII веков, внешний вид которых напоминает большие картины в бело-синей гамме.
Старушка Европа имела честь познакомиться с изразцами ещё в с VIII столетии. Так украшали исключительно дворцы и храмы, а сами изразцы считались предметом особой роскоши. В XVIII веке их стали применять и в отделке внутренних помещений и очагов.
В России, появление первых расписных печей датируется началом XVI века. Особенность русских изразцов – красный (терракотовый) цвет, так как полив у нас тогда ещё не был известен. Правда, стоит заметить, что после установки – изразцы хоть и не всегда, но белились. Основной рельефный узор того времени – это мифологические животные (например – птица Сирин, сюжеты из сказаний и былин, различные батальные картины, а особой популярностью пользовались – геометрические орнаменты, либо красочные растительные. Некоторые экземпляры уже в то время покрывались прозрачной глазурью без ангоба и они приобретали коричневый оттенок.
В XVII веке в России уже по настоящему начинается расцвет изразцового искусства. К тому времени в распоряжении мастеров уже были глазурь и эмали, набирали популярность поливные муравленые и ценинные экземпляры. Именно в те времена, из печного украшения, они плавно перешли в разряд отделочных материалов для стен зданий. Узоры стали немного разнообразнее: появились изображения фруктов и деревьев со сложными переплетениями.
Принято считать, что первые изготовители ценины (цветная керамика с применением эмали) были белорусские мастера, жившие на Гончарной слободе в столице. Именно они научили русских ремесленников этому искусству. С течением времени, ценные изразцы уже стали изготавливаться и в других городах (Тотьме, Великом Устюге и др.). И в наше время можно увидеть очень много украшенных таким способом церквей, в частности – в Ярославле.