Татьяна Филиппова
Изображение весеннего пейзажа по мотивам стихотворения «Солнце лучиком играет»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Уточнить и расширить знания по теме «Весна», активизировать словарный запас по заданной теме;
• Совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными;
• Обогатить словарь адъективной лексикой;
• Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложноподчиненных предложений);
• Закрепить понятие «пейзаж» его признаки;
• Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности деревьев (берёз);
Публикация «Изображение весеннего пейзажа по мотивам стихотворения „Солнце лучиком играет“» размещена в разделах
- Весенний пейзаж. Конспекты занятий
- Весна. Весенние стихотворения для детей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Рисование
- Игры для детей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Солнце, солнышко
- Солнце. Игры, дидактические пособия
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• Продолжать формировать навык изображения предметов различными техниками рисования (рисование трафаретом, штампами, мятой бумагой).
Развивающие задачи:
• Развивать способность видеть и чувствовать состояние весенней природы и эмоционально откликаться на нее;
• Развивать навыки восприятия, образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний;
• Развивать межполушарное взаимодействие в процессе выполнения упражнения с элементами кинезиологии;
• Развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;
• Воспитывать самостоятельность в выборе используемого материала;
• Воспитывать у детей интерес к живописи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».
Материалы и оборудование:
альбомные листы с фоном, гуашь, салфетки, кисти, тряпочки, баночки с водой, фломастеры, трафареты, штампы, мятая бумага, поролон, кисти с поролоновым шариком, релаксационная музыка, «Песня о картинах» (А. Кушнер, музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки» волшебная кисть, мяч.
Предварительная работа:
Посещение картинных выставок;
Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Машкова, А. Саврасова, А. Пластова;
Составление рассказа по картине;
Рисование натюрморта, пейзажа, портрета;
Беседа на тему «Изобразительное искусство»;
Дидактические игры: «Составь натюрморт», «Жанр живописи», «Части суток», «Определи и найди жанр портрета» и т. д.
Словарная работа:
Обогащение: экскурсовод, репродукция, чечевички и т. д.
Активизация:
•Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачевник, грачиха, фон, горизонт, палитра, оттенок, равнина, пейзаж, капель, ручей, проталина, подснежник и т. д.
• Глагольный словарь: рассматривать, возвращаются, шумят, вить, галдеть, примакивать, писать, рисовать, изображать, раскрываются, бегут, журчат и т. д.
• Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, общительные, увертливые, синевато- черные, умные, дружные, крикливые, полезные, перелетные, неказистые.
Ход НОД:
1. Вводная часть
- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их. Сегодня мы будем говорить о весне, искусстве и попробуем себя в роли художников. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки.
Звучит музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки».
-Ребята, вы слышите музыку. Это весна спорит с зимой.
• Фонопедическое упражнение «Наступила весна»
Говорит Зиме Весна:
- Уходить тебе пора! (пальцем погрозить)
А Зима Весне в ответ:
- Нет, нет, нет! (головой покачать)
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода. (пальцем по ладошке)
- Да, да, да! (кивки головой)
- Тают горки во дворах. (рукой показать движение вниз)
- Ах, ах, ах! (покачать головой)
- А на речке треснул лёд. (хлопок в ладоши)
- Ох, ох, ох! (покачать головой)
2. Основная часть
a. Презентация «Рифмочки»
- Ребята, художники подготовили для вас необычные загадки. Посмотрите на экран и попробуйте подобрать пропущенное слово.
- Правильно. Составь предложение со словами весна – грачи.
- Кто придумал другое предложение с этими словами?
- Как бы ты рассказал о весне и грачах?
Посмотрите на картину. Знакома ли вам она? Как она называется? (Имя этого художника Алексей Кондратьевич Саврасов, его картина называется «Грачи прилетели»)
А как еще можно было бы назвать эту картину? «Весна», «Ранняя весна», «Прилет птиц».
Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится?
По каким признакам можно сказать о приближении весны?
Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
Что делают грачи? Когда они к нам прилетают?
Расскажите, что вы знаете о грачах
Где стоят березы? Опишите их. Почему ветки на березах голые?
Какие еще признаки говорят о том, что на картине изображена ранняя весна?
Какими красками написал художник картину? Что написано голубым цветом, что серым и коричневым?
- Художник специально подбирал такие краски, чтобы передать в картине раннюю весну
- Вспомните, какие еще художники писали картины о природе?
- Закройте глаза и послушайте картину. Как только станет тихо - глаза откройте
b. Игровой персонаж (воспитатель надевает берет и шарф)
- У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я (художник)
- Я слышал, как вы рассказывали о весне. Что помогло вам так правильно описать весну? (картины)
- А как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
• Звучит песня о картинах (Александр Кушнер ПЕСНЯ О КАРТИНАХ)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- Что необходимо художнику для создания картины? (краски (масленые, акварель, кисти, бумага, холст, карандаши, мольберт)
- Какими красками пользуется художник, когда отображает веселое, радостное настроение? (светлыми, яркими, сочными красками)
- А если у художника настроение грустное?
(темные, мрачные, тусклые)
- Послушайте мое стихотворение о весне и скажите, какими красками я его изобразил.
Вот и солнышко проснулось,
Весне навстречу улыбнулось,
У берез раскрылись почки –
Видны зеленые листочки.
На деревьях посмотри,
Засуетились воробьи.
Солнце лучиком играет
И подснежник расцветает.
(на каждую строчку слайд, с пошаговым изображением картины)
Какие краски я использовал?
Что нарисовано на моем весеннем пейзаже? (весеннее небо, весенние цветы)
Что еще можно изобразить?
Предлагаю вам превратиться в художников и написать весенний пейзаж по моему стихотворению. (дотронуться кистью до каждого ребенка)
c. Изодеятельность (дети садятся за столы)
Какими материалами вы будете работать? (перечисляют оборудование)
Приступим к созданию наших весенних пейзажей.
Слушайте стихотворение и рисуйте то, о чем в нем говорится.
Вот и солнышко проснулось,
Весне навстречу улыбнулось,
Катя, что ты нарисуешь?
Савелий, чем ты будешь рисовать?
Яна, какое у тебя солнышко? (у меня солнце золотое, круглое, жаркое)
У берез раскрылись почки –
Видны зеленые листочки.
Вопросы те же.
- Ребята, чтобы нарисовать много молодых листочков, можно воспользоваться мятой бумагой. Катя, напомни, как ей рисовать? Сколько листочков у березы ранней весной?
Если у березы белый ствол, как мы ее назовем?
Листья березы какие? Березовые, молодые, ароматные
На деревьях посмотри,
Засуетились воробьи.
- Что делают воробьи на деревьях?
- Сколько воробьев у тебя на березе?
Солнце лучиком играет
И подснежник расцветает.
- Что расцвело на проталинке? Почему этот цветок называется подснежник? Подснежник какой?
- Что вы нарисовали? С помощью чего рисовали?
- Чего не хватает у подснежника? (белых лепестков). Дорисуйте подснежник.
- Черным фломастером нарисуйте на стволе березы черные полоски. Они называются чечевички.
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! На картине изображен (весенний пейзаж!
- Наши картины высыхают, а я вас приглашаю в круг.
d. Логоритмическое упражнение с элементами кинезиологии «Оранжевое небо»
На проигрыш дети передают мяч по кругу
Вот уже подряд два дня (загибаем пальчики)
Я сижу рисую
Красок много у меня-
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет (круговые движения руками)
В самый свой любимый цвет! (дети соединяют вытянутые руки и называют любой цвет)
Припев:
Оранжевое небо, руки вверх
Оранжевое море, присесть
Оранжевая зелень, руки в стороны
Оранжевый верблюд, наклон вперед
Оранжевые мамы прыгаем на правой ноге
Оранжевым ребятам прыгаем на левой ноге
Оранжевые песни прыгаем на обеих ногах
Оранжево поют.
3. Заключительная часть
Работы вывешиваются.
- возьмите картины и расположите их на выставке.
- Что вдохновило нас на написание картин? Стихотворение. Педагог читает, побуждая детей проговаривать слова.
- Мы изображали одно стихотворение, но картины получились разные. Чем они отличаются? (ответы детей). Что бы вы делали, если бы попали в эту картину? Понравилось вам быть художниками? Ребята, мы сделаем выставку ваших рисунков. А как мы назовем нашу выставку?
Вы сегодня отлично поработали! Попрощайтесь с нашими гостями.