Ребракова
Конспект занятия «Изготовление куклы кубышки-травницы степной»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление куклы кубышки-травницы степной
Цель: Знакомство и приобщение к русской культуре в рамках проекта программы по поликультурному воспитанию, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного населения; Стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративном прикладном искусстве;
Изучение видов народных кукол. Технологии их изготовления, используемых традиционных материалов.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Изготовление куклы кубышки-травницы степной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Травница
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: ткани, природного материала;
3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
5. Обучать специальным трудовым умениям и способам: работая с тканью, формировать человеческую фигуру, используя вату как наполнитель, а нить, или резинку соединительным элементом в конструкции, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления об окружающей действительности;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
Предварительная работа: знакомство с литературой об истории тряпичной куклы, с авторскими работами
Материалы и оборудование: презентация, учебные карты, лоскутки тканей, резинки, лечебные травы, вата, готовые куклы из музея «Берегиня»
План НОД: Просмотр презентации, с участием фольклёрного персонажа «Домани»
Доманя -Здравствуйте, гости дорогие. Хотите в прошлое заглянуть? Узнать, как раньше люди жили, в какие игрища играли, как свой род сберегали и к кому с такой просьбой обращались, у кого здоровья просили, да совета всякого? От Домани ничего не утаишь. Давно живу, много чего повидала, всё про своих Домочадцах знаю. Вот и вам расскажу.
В каждом доме. И в богатом боярском, и в избе крестьянской.
На крыльце и на полатях,
Возле печки в закутке,
Даже в красном уголке,
И в день - свята, в будний день,
Веселится с ней не лень.
Куколка заветная,
На все века завещана.
Не шить, не резать, а мотать
Нам завещали бабушки.
И приговаривали ей,
Подружке ласковой своей,
Секретики на ушко.
К каждой кукле обращались со своею просьбой:
-С Куваткой на свет малыш появлялся. -С Пеленашкой в колыбельке рос. -С Ангелом Рождество встречал. -С Каркушей - Сретенье. -С Масленицей - зиму провожал. -С Веснянкой, да Мартиничкой - весну встречал -С Пасхальным зайчиком в гости ходил, писанки, капанки, да крашенки дарил. -А если заболеет, то к Лихоманкам, да к Кубышке травнице обращался. -Большуха за порядком в доме следила -Ведучка помогала взрослым детей понимать, а детям взрослых -Если дел не переделать просили Десятиручку помочь -Дружить да нес ссориться помогали Неразлучники
Одни куклы оберегали душу, другие, на праздник мотались — обрядовыми считались, игровые куклы, и оберегали, и веселили.
-И как захотелось повеселится, то мотал для себя самую весёлую куколку Колокольчик. -Ну а, коли в семье кто захворал, помощница, тут как тут Юбки распушила, Травным запахом заворожила. Хвороба за порок,
Кубышку в закуток.
Эта кукла нам нужна,
Много знает трав она.
Травница — степная.
За ней родные внучки,
Идут сложивши ручки.
И все они пригоженьки,
И все они милёшеньки,
Все с аленькими щёчками,
Под пестрыми платочками,
Кто хочет с Травницей подружиться,
К прошлому приобщиться,
В себе разобраться,
До сути добраться.
Практическая часть занятия :
На столах необходимые детали: лоскутки тканей, нитки и резинки, сбор трав. Следуют словесные объяснения и показ пошагового выполнения работы.
Возьмём белый лоскуток в форме квадрата. Он нам понадобится для формирования головы и рук, а также будет служить соединительной деталью. На лоскут выложили тонкий слой ваты и горкой насыпали готовую сухую траву. Обволакивая ватой и покрывая тканью, формируем голову. Берём нить и обматываем. Формируем шею. Нить не обрезаем, только обрываем, не делая узлов, так как кукла «обереговая». Можно воспользоваться резинкой, для удобства и быстроты выполнения работы.
Следующий этап – формирование ручек. На уголочек, складывая леву и правую фиксируем ладошки резинкой.
Берёмся за формирование кубышки. Для неё нам понадобиться лоскут круглой формы, слой ваты, трава.
В заключение поблагодарить всех за предоставленную возможность творческого общения.