Жанна Бородина
Из опыта работы по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
"Из опыта работы по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей во второй младшей группе"
Разработала:
Воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Сыктывкар, 2022г.
"Организация физкультурно - оздоровительной деятельности детей во второй младшей группе"
Первая половина дня.
Наименование режимного процесса.
Публикация «Из опыта работы по организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Содержание работы:
1. Прием детей. Заранее (за 10-15 мин.) прихожу в группу, проветриваю помещение, привожу в порядок игрушки в группе, готовлю материалы для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Первых детей с родителями встречаю в раздевалке, здороваюсь с ними, интересуюсь у родителей настроением и самочувствием ребенка: «Как спал ребенок?», «Как чувствует себя ребенок?». Доброжелательно отвечаю на возникающие у родителей вопросы о питании, сне, поведении ребенка в детском саду, обсуждаю с родителями предстоящие мероприятия группы.
Провожу ребенка в группу, продолжая общение с ним, спрашиваю: «Как ты провел выходные», «Что ты делал вчера вечером?», «Хорошо ли спал?».
2. Подготовка к утренней гимнастике. Утренняя гимнастика.
А наши - то ребятки
на утренней зарядке
все делают, как нужно,
Шагают в ногу дружно.
Вот так, вот так, вот так!
Чтобы нам не болеть и не простужаться,
Мы зарядкой всегда будем заниматься.
Комплекс утренней гимнастики «Снежинки»
(с бумажными снежинками)
Материал: снежинки, вырезанные из белой бумаги.
I. Вводная часть.
Ходьба с изменением темпа (1 мин, бег (20 сек). Перестроение в колонну по двое через звеньевого.
II. Основная часть.
ОРУ со снежинками.
1. «Снежинки смотрят на солнышко».
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. Руки со снежинками за спиной.
1 – 2 руки через стороны вверх, подняться на носочки,
3 – 4 вернуться в и. п.
Повторить 5-6 раз.
Методические указания: поднимаясь на носочки, смотреть на снежинки.
2. «Снежинки кружатся».
И. п. : стоя ноги на ширине плеч, руки со снежинками в стороны.
1 – поворот корпуса вправо,
2 – вернуться в и. п.
То же влево.
Повторить 3-4 раза.
Методические указания: ноги на месте, руки прямые.
3. «Ветер несет снежинки».
И. п. : стоя ноги на ширине плеч, руки со снежинками опущены.
1 – 2 наклон вперед, руки со снежинками вверх параллельно полу,
3 – 4 вернуться в и. п.
Повторить 5-6 раз.
Методические указания: голову не опускать; ноги в коленях не сгибать.
4. «Падают снежинки».
И. п. : лежа на спине, руки со снежинками вверху.
1 – 2 поднять правую руку и левую ногу, коснуться снежинкой стопы,
3 – 4 вернуться и. п.
То же другой рукой и ногой.
Повторить 5-6 раз.
Методические указания: тянуть носочки.
5. «Едем на велосипеде, а вокруг кружатся снежинки».
И. п. : лежа на спине, руки со снежинками вдоль тела.
1 – 8 «велосипед» ногами, руки - произвольные махи.
Повторить 2-3 раза.
Методические указания: чередовать с отдыхом.
6. «Холодно!»
И. п. стоя, ноги на ширине плеч.
Прыжки вокруг себя, руки свободно - 25 сек
III. Заключительная часть.
Ходьба боком приставным шагом с восстановлением дыхания (1 мин).
3. Подготовка к завтраку. Завтрак.
В то время, когда младший воспитатель накрывает столы для завтрака, подзываю к себе детей по подгруппам, начиная с медлительных или еще не овладевших навыком мытья рук, и веду их к умывальнику, захватив с собой куклу Мойдодыр.
- Дети, к нам сегодня в гости пришел Мойдодыр. Он хочет посмотреть, как вы умеете мыть ручки! Давайте покажем, а я вам помогу.
- Закатываем рукава, чтобы не намочить их, открываем кран с водичкой (помогаю, кому это нужно). Водичка холодная или теплая? Не боятся наши ручки водички?
Ой лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!
Ты всегда перед едой
Руки чисто с мылом мой.
Подставим ручки под водичку, потом мы берем мыло и намыливаем ручки круговыми движениями. А я вам расскажу стишок про мыло.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Дети, а мыло у вас какого цвета? А как вкусно оно пахнет, такое душистое… Держите его в ручках крепко, а то оно очень скользкое!
Теперь снова подставим ручки под воду и хорошо смоем мыло. Стряхиваем с ручек оставшиеся капельки в раковину, стараемся не брызгать на пол и друг на друга, закрываем кран (помогаю).
Теперь подходим к своему полотенцу. Помните, где ваши полотенца? Какая у тебя картинка? (напоминаю, если кто-то не запомнил). Подходим, снимаем свое полотенце с крючочка и насухо вытираем каждый пальчик и ручки с обеих сторон. Вешаем полотенце обратно, каждый на свое место (помогаю по мере необходимости). Постепенно, по подгруппам, моем ручки со всеми детьми в группе.
- Кто помыл ручки, проходят за столы и приступают к приему пищи (не ожидая остальных).
- Садитесь ровно, ножки поставьте под стол, кушайте аккуратно, хлебушек не крошите. Ложку берем в правую ручку.
Слежу, чтобы все дети правильно держали ложку, помогаю тем, у кого это не совсем получается. Слежу за тем, чтобы дети тщательно пережевывали пищу с закрытым ртом, не держали еду за щекой, не разговаривали с полным ртом.
- Какая вкусная у нас сегодня гречневая каша на завтрак! Каша очень полезная! Сегодня к нам на завтрак пришла кукла Катя, она очень любит гречневую кашу и хочет рассказать вам, ребята, как кашка помогла ей вырасти. Чтобы детки не болели и выросли большие, нужно обязательно кушать кашу! Мы с ребятками сейчас все-все съедим.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот - тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
- А у кого на тарелочке рыбка? А у тебя кто?» (обращаюсь к ребенку, который не очень хорошо кушает, призывая его доесть до конца порцию и увидеть рисунок на дне тарелки).
Тем детям, которые поели, говорю: «Возьми салфетку, разверни её и вытри ротик. Теперь можете выходить из-за стола, не забывайте говорить «спасибо» и задвигать стульчик».
4. Подготовка к прогулке.
Напоминаю детишкам о том, что одежду, которую они сняли нужно складывать и убирать на свое место, при необходимости помогаю.
При необходимости помогаю одеваться ребеночку, если он вежливо попросит.
Попрошу одевшихся детей помочь остальным. Когда все оденутся, осмотрю внешний вид всех ребят. Обсужу с ребятами, какие игрушки и материал мы возьмем на улицу.
5. Прогулка.
1. Наблюдение
- Ребята, послушайте стихотворение:
На ладонь упала робко
Первая снежинка.
Ей наверно очень плохо
На лесной тропинке?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
- О каком времени года это стихотворение?
- О зиме.
- Правильно, ребята, о зиме. Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
- Стало очень холодно.
- Выпал снег.
- Люди надели теплые шапки и шубы.
- Дни стали короче, а ночи длиннее.
2. Загадывание загадок
Ребята, я предлагаю вам разгадать мои загадки:
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром (Зима)
Ему не холодно в мороз,
У него морковка – нос,
А когда весна настанет,
Он, растаяв, лужей станет. (Снеговик)
В лес идем –
Две метки кладем;
Из лесу идем –
Две другие кладем. (Лыжи)
Бежит речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
- Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
3. Трудовая деятельность
- Ребята, посмотрите, наш участок весь замело снегом, совсем нет свободного местечка. Давайте все дружно возьмем по лопатке и ведерку и расчистим площадку для игр.
- Собирайте снег в ведерки и относите под кусты, так мы заодно утеплим корни кустов, чтобы они не замерзли в сильные морозы.
- Ребята, какие вы молодцы, так стараетесь, помогаете друг другу.
- А теперь посмотрите вокруг, какой наш участок стал просторный и опрятный. А еще мы утеплили корни кустов, помогли им.
4. Физическое упражнение
- Давайте с вами немножко разомнемся и выполним упражнение «Великаны – карлики».
- Встаньте друг за другом в колонну.
- Сначала мы превратимся в Великанов. Великаны огромного роста и шаги у них тоже огромные. Готовы? Шагаем как великаны!
- А теперь мы превратимся в Карликов. Карлики маленького роста и шаги у них тоже маленькие. И раз – два, зашагали!
- А теперь по моей команде: Великаны! Карлики!
- Молодцы, ребята. Очень внимательные.
5. Игры с элементами спорта
- Скажите мне, ребята, в какие игры можно играть зимой?
- В снежки.
- Кататься на санках, на коньках, на лыжах.
- В хоккей.
А чем играют в хоккей?
- Клюшкой и шайбой.
- Правильно, я вам предлагаю поиграть в игру «Попрыгунчики». Посмотрите, сколько клюшек я принесла, сейчас я сделаю из них снежинку на земле. Постройтесь друг за другом и приготовьтесь перепрыгивать через клюшки, двигаясь по кругу.
- Старайтесь прыгать легко, отталкивайтесь от земли обеими ногами. Молодцы!
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Снайперы». Снайперы очень хорошо попадают в цель.
- Чтобы стать снайперами вам нужно слепить себе по снежку. Возьмите в руку горсть снега, примните его другой рукой – получился снежок. Теперь прицельтесь в снежинку и по моей команде бросайте.
- Молодцы, давайте еще раз попробуем. Слепите себе еще по снежку.
6. Экспериментирование со снегом
- Ребята, подойдите ко мне. Как вы думаете, может ли снег принимать какую-нибудь форму?
- Давайте проверим. Я беру лопатку и набираю снег в формочку. Теперь переворачиваю. Посмотрите, какую форму принял снег?
- Форму котенка!
- А хотите сами попробовать придать снегу форму? Берите себе по лопаточке и по формочке и приступайте.
- Вот видите, как интересно играть и экспериментировать со снегом.
7. Самостоятельная деятельность
- А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть самостоятельно. Посмотрите, сколько мы взяли с собой игрушек.
- Берите то, что вам нравится.
- Василиса, Алиса, возьмите Мышку и лопаточку, выройте в снегу для мышки норку.
- Ефим, Матвей, возьмите обруч, положите его на землю и пробуйте попасть в него снежками.
- Есения, Света, возьмите формочки, «испеките» пирог из снега.
8. Индивидуальная деятельность
- Дима и Владик, подойдите ко мне.
- Давайте потренируемся с вами прыгать на двух ногах. Давайте подойдем к нашей снежинке из клюшек и будем перепрыгивать через клюшки. Старайтесь прыгать повыше, приземляйтесь на носочки.
- Молодцы, вы очень старались.
9. Подвижная игра
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в нашу любимую игру: «Непоседа-воробей». Сначала надо выбрать, кто будет кошкой. В этом нам поможет считалочка:
Ахи, ахи, ахи, ох
Маша сеяла горох
Уродился он густой
Мы помчимся, ты постой!
Кошка уходит с площадки, прячется за скамейкой. Дети выполняют движения:
Непоседа-воробей прыгает и кружится
Очень радуется он, что замерзла лужица (прыгают на двух ногах).
Хорохорится, храбрится (маршируют).
Только «Мяу!» он боится (приседают на корточки и оглядываются).
Кошка выбегает из укрытия, мяукает и начинает ловить убегающих детей. Пойманный воробей становится кошкой.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
6. Возвращение с прогулки.
В раздевалке слежу за тем, чтобы дети вели себя спокойно, раздевались возле своего шкафчика. Напоминаю детям последовательность раздевания. Слежу за тем, чтобы они аккуратно складывали уличную одежду в шкаф. Обращаю внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагаю ребенку привести себя в порядок, помогаю ему в этом. Приучаю детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным. Осуществляю индивидуальный подход.
7. Подготовка к обеду. Обед.
Предлагаю детям организованно пройти в умывальную комнату. Говорю ребятам, чтобы они завернули рукава, осторожно проверили температуру воды рукой, намылили ручки. Проговариваем последовательность действий: смыть мыло, вымыть лицо, обмыть еще раз ручки, закрыть кран, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.
Контролирую, чтобы дети тщательно мыли руки с мылом, не обливались и не разбрызгивали воду, чтобы насухо вытирали руки.
«Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
Льется чистая водичка,
Мы умеет чисто мыться.
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше».
Предлагаю детям помочь расставить на столы необходимые принадлежности для обеда: ложки, хлебницы, стаканы и т. д.
После того, как дети сели за стол, пожелаю им приятного аппетита, расскажу о пользе еды. Во время приема пищи детьми, буду наблюдать за тем, чтобы дети сидели за столом ровно, правильно держали ложку, не разговаривали во время еды, чтобы ели аккуратно, доедали порцию до конца, пользовались салфеткой. Осуществляю индивидуальный подход. Напоминаю детям о том, что нужно сказать «спасибо» за еду.
«У котёнка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашу съели.
И кричат они котёнку:
- Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашу
Надо съесть её скорей!»
8. Подготовка ко сну. Дневной сон.
После еды обращаю внимание на то, как дети пользуются салфеткой, выходят из-за столов, задвигают стульчики и благодарят за вкусный обед.
Воспитатель: Дети, а сейчас идем полоскать рот и умываемся:
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся
Жанне Николаевне мы улыбаемся.
Чистая водичка,
Умоет Кате личико.
Евочке - ладошки,
А пальчики - Ванюшке.
- Не забываем сходить в туалет, смыть за собой и помыть руки с мылом.
- Ребята, нас что-то ждёт в спальне.
(Заранее приготовлены две кукольные кроватки: в одной лежат книги, а в другой игрушка – слоник.)
Дети на коврике расставляют стульчики и начинают раздеваться.
Воспитатель:
Тишина у пруда,
Не колышется вода
Не шуршат камыши
Раздеваются малыши.
Затем включаю музыку «Спокойной ночи, малыши».
Дети потихонечку ложатся на кроватки.
Музыка выключается.
Воспитатель:
Тишина у пруда,
Не колышется вода.
Не шуршат камыши,
Засыпают малыши.
Глазкам спать давно пора,
Ждёт тебя кроватка
Спи, Ванюша, сладко.
Баю – баю – байки
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать
Укладывать деток спать.
В конце все дети лежат на кроватках. Укрываю их.
Воспитатель:
Ночь пришла,
Темноту привела
Замолчал петушок
И запел сверчок,
Встала маменька
Закрыла вставеньки
Баю - баюшки,
Баю - баюшки.
Вторая половина дня.
Наименование режимного процесса. Действия воспитателя:
9. Подъем детей.
Включаю не громко спокойную мелодию, осуществляю постепенный подъем. После того, как все дети проснулись, включаю более энергичную и веселую песенку и предлагаю детям провести гимнастику пробуждения: сначала потянуться в кроватках, потом провожу комплекс гимнастики после сна.
Провожу работу по закаливанию: хождение босиком, хождение босиком по массажному коврику, умывание прохладной водой. Обращаю внимание на внешний вид детей. Заметив неполадки, предлагаю ребенку привести себя в порядок, помогаю ему в этом. Приучаю детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным. Напоминаю детям о необходимости причесаться, помогаю девочкам заплести косички, хвостики.
Осуществляю индивидуальный подход.
Предлагаю детям посмотреть друг на друга, все ли причесаны, все ли аккуратно и опрятно одеты, после этого дети готовятся к полднику.
10. Подготовка к полднику. Полдник.
Предлагаю детям организованно пройти в умывальную комнату. Говорю, чтобы они завернули рукава, осторожно проверили температуру воды рукой, намылили ручки, смыли мыло, вымыли лицо, обмыли еще раз ручки, закрыли кран, сняли полотенце, насухо вытерли лицо и руки.
Контролирую, чтобы дети тщательно мыли руки с мылом, не обливались и не разбрызгивали воду, чтобы насухо вытирали руки.
«Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
Льется чистая водичка,
Мы умеет чисто мыться.
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше».
Предлагаю детям помочь расставить на столы необходимые принадлежности для полдника: ложки, хлебницы, стаканы и т. д.
После того, как дети сели за стол, пожелаю им приятного аппетита, расскажу о пользе еды. Во время приема пищи детьми, буду наблюдать за тем, чтобы дети сидели за столом ровно, правильно держали ложку, не разговаривали во время еды, чтобы ели аккуратно, доедали порцию до конца, пользовались салфеткой. Буду осуществлять индивидуальный подход. Напомню детям сказать «спасибо» за еду.
11. Подготовка к прогулке.
Напоминаю детям о том, что нужно сходить в туалет. Загадываю загадку:
Две плетенки, Две сестренки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так одевать,
Чтоб не мерзли 5 да 5. (варежки)
Обращаю внимание на то, что (Лёва) одевается правильно, а (Лера) молодец, т. к. одевается самостоятельно.
12. Прогулка:
1. Наблюдение
Организую детей на наблюдение (прошу детей подойти ко мне и встать полукругом). Спрашиваю, как называются зимние месяцы, о том, какой праздник скоро будет (Новый год). Обсуждаем, на что похож снег зимой. Он похож на серебро, на пушистое одеяло. Обращаю внимание детей, что снег под фонарем искрится. Спрашиваю, что нового узнали.
2. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Объясняю правила игры. Выполняю роль продавца. Покупателей выбираю с помощью считалки. Обращаю внимание на культуру поведения: на то, что покупатель должен поздороваться с продавцом, говорить «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Обращаю внимание на то, что желательно не повторять игрушки, загаданные ранее.
3. Подвижная игра «Кошки – мышки» (ОВД – бег)
Объясняю правила. Кошку и мышку выбираю при помощи считалки. Считают сами дети. Слежу за выполнением правил.
4. Трудовые поручения.
Предлагаю детям отряхнуть игрушки от снега. Напоминаю, что все игрушки надо занести и поставить на место.
13. Возвращение с прогулки.
В раздевалке слежу за тем, чтобы дети вели себя спокойно, раздевались возле своего шкафчика. Напоминаю детям последовательность раздевания. Слежу за тем, чтобы они аккуратно складывали уличную одежду в шкаф. Обращаю внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагаю ребенку привести себя в порядок, помогаю ему в этом. Приучаю детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным. Осуществляю индивидуальный подход.
14. Подготовка к ужину. Ужин.
Вместе с детьми иду в умывальную комнату, пока дети моют руки, я загадываю загадки:
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей (расческа)
Назначаю дежурных. На примере детей, обращаю внимание на правильную осанку. Напоминаю, что за столом нельзя разговаривать. На собственном примере показываю, как правильно пользоваться столовыми приборами. Хвалю тех детей, у которых это получается очень хорошо.
15. Организация самостоятельной деятельности детей, спокойных игр. Беседа об их любимой книжке.
Сначала рассказываю детям о своей любимой книге. По ходу рассказа показываю иллюстрации, затем прошу детей рассказать об их любимой книге. Образец рассказа:
- Название, автор
- Содержание
- Характеристика главных героев
- Чем книга понравилась.
Обращаю внимание на то, что дети должны слушать внимательно и не перебивать.
Кукольный театр по сказке «Теремок». Раздаю детям роли по желанию, если на одну роль много желающих, выбираю ребенка при помощи считалки.
На себя беру роль автора. Обращаю внимание на правильное построение предложений. Перед тем как дети начнут показывать спектакль, напоминаю текст. После спектакля хвалю детей. Если были какие-то неточности, даю детям образец правильного выполнения роли.
Самостоятельные игры в Центрах активности.