Папки-передвижки

План-конспект занятия «История туризма в России»

Екатерина Степаненко
План-конспект занятия «История туризма в России»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

План – конспект занятия по теме :

«История туризма в России»

Воспитатель: Ищенко Е. Е.

Станица Попутная

Целевая аудитория: несовершеннолетние 11-13 лет.

Форма и методы работы: рассказ, беседа, лекция, презентация слайдов.

Публикация «План-конспект занятия „История туризма в России“» размещена в разделах

Цель: познакомить воспитанников с историей туризма в России.

Задачи:

1. Показать значимую роль туризма в развитии и становлении личности.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать взаимопомощь, любовь к родному краю, природе.

Ожидаемый результат: понимание значимой роли туризма в развитии и становлении личности, устойчивый интерес к занятиям туризмом.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация слайдов; карточки для рефлексии.

План.

1. Начало занятия – приветствие воспитателя.

2. Вводная часть – рассказ воспитателя о туризме, его формах и назначении.

3. Основная часть – лекция об истории развития туризма в России с древних времен и до наших дней: презентация слайдов.

4. Заключительная часть – беседа о значимой роли туризма в развитии и становлении личности, рефлексия.

1. Начало занятия.

Воспитатель: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно.

2. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы совершим увлекательнейшее путешествие и познакомимся с историей туризма в России. Слайды (1-6)

Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе.

Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями. (Слайд 7)

По назначению и формам проведения туризм подразделяют на плановый (экскурсионный) и самодеятельный.

При плановом туризме участники путешествуют на автобусах, самолетах, теплоходах, в поездах по заранее намеченным маршрутам, останавливаются в гостиницах или на турбазах, где им предоставляют ночлег, питание, экскурсионное обслуживание.

В самодеятельном туризме путешествие строится целиком или частично на самообслуживании. Здесь туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, обеспечивают сами себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров. Готовить пищу, в пути преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы и пр. (Слайд 8)

Краснодарский край – это частица нашей Родины. Его называют Кубанью по имени самой большой реки Северного Кавказа – Кубани. Наш край - благодатное место для всех видов туризма : бескрайние поля, могучие горы, прозрачные, как хрусталь, реки, бурлящие водопады. Пройдут годы, вы станете взрослыми, сделаете первые шаги в самостоятельную жизнь. Но где бы вы, ни были, в сердце каждого из вас будет жить край вашего детства. 27 сентября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА. (Слайд 9)

3. Основная часть.

Воспитатель: Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т. д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

В 1422-1472 годах состоялись знаменитые путешествия Никитина

«хождения за три моря», для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал. (Слайд 10-12)

В конце семнадцатых – начале восемнадцатых веков в школах-коллегиях ученикам один раз в неделю выделялся восстановительный день, в который они ходили на прогулки и походы.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. (Слайд 13). Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: «смотреть, видеть и записывать». Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр, был назван в честь бога войны и железа Марса, «Марциальные воды». (Слайд 14). По данным А. А. Остапца (1985, интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода указа Петра I (от 12 февраля 1718 г., который предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.

Благодаря работам ученых и писателей таких как Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, А. Н. Радищев. (Слайд 15) в среде педагогической общественности появляется большое число сторонников, так называемого «метода экскурсий» научно-исследовательской работы. Николай Иванович Новиков писал, что для детей полезней будет увидеть, услышать, почувствовать самим, чем вычитать об этом в книге, или услышать об этом из уст преподавателя. Похожие педагогические открытия были найдены также в литературе того времени - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.

Похожие идеи в России прокладывали себе дорогу не просто, это связано с условиями ее исторического развития в XIX веке. Первым на практике использовал формы исследовательской деятельности учащихся И. Д. Якушкин, отбывая наказание в ссылке, работавший в женской Ялуторовской школе. Этот человек организатор и первый энтузиаст в работе с детьми в сфере туризма. Практиковал летние экскурсионные походы, которые предназначались для изучения окружающей среды. (Слайд 16-17).

Туризм в XIX в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В. И. Вернадский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский и другие. В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Только Горно-туристское общество оставалось существовать самостоятельно. (Слайд 18-19)

К концу 19 века был проделан большой объем работы для того, чтобы вовлечь педагогов в туристско-экскурсионную работу. Были назначены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Уралу. Эти районы и на сегодняшний день пользуются популярностью у туристов.

Учителя проделали отличную работу, которую власти не смогли не заметить. В 1910 году поступила рекомендация из министерства Народного просвещения, к включению экскурсионных программ в школьный курс.

«Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в Москве, издавались в начале двадцатого века, как и «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» это все экскурсионная литература. В конце 19 века принята специализированная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» в экскурсионно-туристическом журнале «Русский турист». В этой рубрике вели речь об экскурсионных походах в школах Российской империи.

Ближе к началу 20 века в России уделяется повышенное внимание туристическому направлению в педагогике. Ведь здесь объединились интересы, как учащихся, так и педагогов. Большая заслуга в аргументировании положительных эффектов туризма с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву. (Слайд 20).

И. М. Гревс в начале 20 века доказал наличие воспитательно-образовательного смысла в экскурсиях на дальние расстояния. Именно ему принадлежит фраза «Путешествие - это один из величайших этапов развития культуры». А так же: «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему. (Слайд 21)

П. Ф Лесгафт рекомендовал экскурсии, как взрослым, так и детям для укрепления здоровья. Именно он является основателем физкультуры. (Слайд 22).

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.

В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы.

В 1925—1926 гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организацией дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам. Оно сыграло огромную роль в становлении туризма. (Слайд 23)

Туристическая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях. Главной темой туризма для детей было изучение естественноисторических дисциплин, а так же сельскохозяйственного труда.

Одновременно со спортивным туризмом развивается детский туризм с лечебно-профилактической целью.

Одни из первых санаториев были запланированы в окрестностях Петрограда уже летом 1918 года, а летом 1919 года началось их развертывание под Москвой. Эти первые санатории были названы показательными, так как санаторная помощь была делом новым, и сотрудникам санаториев предстояло путем практики разработать методы их работы с пациентами.

Вслед за этим власти начали процесс образования санаториев и на побережье Черного моря.

В послевоенные годы ускоренное открытие линии детских санаториев проходило повсеместно.

В 1951 году было организованно 10 медицинских профильных детских санаториев.

Наряду с плановым развивается и самодеятельный туризм. В 50-х гг. во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, походах по родному краю ежегодно участвовали до 30 миллионов человек. К концу 50-х гг. в стране создано более двух тысяч туристских клубов, около 100 тысяч туристских секций в коллективах физкультуры ДСО и профсоюзов. Туристские учреждения профсоюзов всемерно развиваются и совершенствуются как организации отдыха трудящихся и туризма. Миллионы людей приобщаются к туристскому отдыху, укрепляют здоровье, интересно и с пользой для себя и общества проводят свободное время. Таким образом, туризм в нашей стране стал подлинно народным.

В 60-х годах начала развитие программа пионерских лагерей сезонного типа. Всей стране были известны такие лагеря, как «Орленок» и «Артек». «Артек» с 1925 года начал работать как Всесоюзный санаторий для школьников и пионеров. Более новый, но не уступающий в знаменитости пионерский лагерь «Орленок», достроенный в 1959 году, стал своеобразным символом движения пионеров Советского Союза. 12 июля 1960 года был открыт лагерь «Солнечный». В 1964 году открыт лагерь «Звездный», в 1965 году – «Стремительный», в 1966 году – «Комсомольский» и «Штормовой».

С 1971 года началось создание абсолютно нового типа детских учреждений – имеющих направление пионерских оздоровительных лагерей работающих целый год, назначенных для болеющих детей или ослабленных различными заболеваниями.

Вместе с системой оздоровления поколения и развитием санаторно-курортной зоны, в годы после войны активно развивался туризм для детей в образовательных, так же воспитательных целях. В практику были приняты традиционные слеты юных туристов с областей, городов, а позже и Всесоюзные слеты.

Участники похода «Дорогой славы отцов» по местам боевой и революционной трудовой славы устроили слет, который состоялся 19 сентября 1965 года в городе-крепости Брест. (Слайд 24). В слете приняли участие больше трех миллионов человек. Было проведено одиннадцать этапов похода. Двенадцатый слет он же и последний, проходил под другим названием.

С 1992 года в России основалось туристическое движение «Отечество». Участники движения регулярно принимают участие в массовых акциях. Особую позицию в движении занимает целевая программа «Экология». Школьники принимают участие в конференциях ЮНЭСКО, на которых рассматривают различные проблемы и их аспекты.

Детский и юношеский туризм прогрессировал в разных формах, и появление каждой формы было свойственно определенному, своему времени.

В современной России туризм также занимает важное место. Туризм предоставляет собой рабочие места, отдых и интересное времяпрепровождение, лечение и оздоровление. Все больше и больше людей разного возраста и социального положения ездят в путешествия, на курорты, совмещая и отдых и оздоровление. Наша страна обладает огромными туристическими ресурсами, богатой природой - горы, леса, моря.

Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм человека, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей его организма.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Занятие туризмом обеспечивает восстановление жизненных сил человека и рационального использования им свободного времени. Научно-технический прогресс ведет к повышению физической усталости и увеличению нервного напряжения. В этой связи растет значение организаций отдыха. Туризм, обеспечивая разнообразие впечатлений, контрастную смену обстановки и видов деятельности, эффективно способствует ослаблению нервного напряжения. В современных условиях растет роль туризма в развитии личности. Туризм обеспечивает возможности повышения интеллектуального уровня путешествующих, участие их в культурно-познавательных и обучающих туристических программах. (Слайд 25)

В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение».

Давайте подведем итог занятия. Сейчас я раздам вам карточки, на которых с одной стороны веселый турист, с другой - грустный турист. Если вам было интересно, весело, то покажите мне веселого туриста. А если не очень, то грустного. Мне очень понравилось с вами заниматься. До свидания, ребята.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Героическая история России» ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН» Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Простые истины».

Конспект занятия «История Красногорска» История города Красногорск Красногорск — молодой город: на месте города ещё в начале XX века находилось несколько посёлков и деревень Хорошёвской.

История образования в России и мире «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ» Косорезова Н. В. В. воспитатель Статья посвящена истории образования в России и мире. Мы говорим.

Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность» Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм.

Конспект занятия по теме «История России» в форме интеллектуальной игры Цель: активизировать познавательный интерес детей к истории России. Задачи: 1. Формировать у детей навык партнерских отношений, связанных.

План-конспект в средней группе «Флаг России» Рисование на тему «Флаг России» в средней группе Цели: Закрепить знания о Государственной символике России. Учить рисовать предметы прямоугольной.

План-конспект занятия по лепке из пластилина «История про Адама и Еву» для детей 5–6 летПлан-конспект занятия по лепке из пластилина «История про Адама и Еву» для детей 5–6 лет План-конспект занятия 2 «Пластилин, волшебные завитки» "История про Адама и Еву". 1. Дата: 05.03.2019 2. Место: МАДОУ №13 3. Группа: 7.

План-конспект занятия «Выполнение коллективной поделки из цветной бумаги «Флаг России» во второй младшей группеПлан-конспект занятия «Выполнение коллективной поделки из цветной бумаги «Флаг России» во второй младшей группе Флаг России Российский флаг — наш гордый стяг Расцветка триколор: Белый цвет - свободы свет, Синий - цвет озер. А красный цвет - любви рассвет.

Сценарий Квеста в ДОУ, посвященного Дню туризма Сценарий КВЕСТА, посвящённого Дню туризма. Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно. И сегодня скажем дружно: «Всем ходить.

Конспект занятия в детском саду «История России» для подготовительной группы Цель: формирование уважительного отношения к истории страны. Задачи: — формировать первоначальные представления об истории возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия «История туризма в России»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 08:26
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия «История туризма в России»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Степаненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД