Екатерина Степаненко
План-конспект занятия «История туризма в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План – конспект занятия по теме :
«История туризма в России»
Воспитатель: Ищенко Е. Е.
Станица Попутная
Целевая аудитория: несовершеннолетние 11-13 лет.
Форма и методы работы: рассказ, беседа, лекция, презентация слайдов.
Публикация «План-конспект занятия „История туризма в России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цель: познакомить воспитанников с историей туризма в России.
Задачи:
1. Показать значимую роль туризма в развитии и становлении личности.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать взаимопомощь, любовь к родному краю, природе.
Ожидаемый результат: понимание значимой роли туризма в развитии и становлении личности, устойчивый интерес к занятиям туризмом.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация слайдов; карточки для рефлексии.
План.
1. Начало занятия – приветствие воспитателя.
2. Вводная часть – рассказ воспитателя о туризме, его формах и назначении.
3. Основная часть – лекция об истории развития туризма в России с древних времен и до наших дней: презентация слайдов.
4. Заключительная часть – беседа о значимой роли туризма в развитии и становлении личности, рефлексия.
1. Начало занятия.
Воспитатель: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно.
2. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы совершим увлекательнейшее путешествие и познакомимся с историей туризма в России. Слайды (1-6)
Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе.
Туризм — это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными целями. (Слайд 7)
По назначению и формам проведения туризм подразделяют на плановый (экскурсионный) и самодеятельный.
При плановом туризме участники путешествуют на автобусах, самолетах, теплоходах, в поездах по заранее намеченным маршрутам, останавливаются в гостиницах или на турбазах, где им предоставляют ночлег, питание, экскурсионное обслуживание.
В самодеятельном туризме путешествие строится целиком или частично на самообслуживании. Здесь туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, обеспечивают сами себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров. Готовить пищу, в пути преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы и пр. (Слайд 8)
Краснодарский край – это частица нашей Родины. Его называют Кубанью по имени самой большой реки Северного Кавказа – Кубани. Наш край - благодатное место для всех видов туризма : бескрайние поля, могучие горы, прозрачные, как хрусталь, реки, бурлящие водопады. Пройдут годы, вы станете взрослыми, сделаете первые шаги в самостоятельную жизнь. Но где бы вы, ни были, в сердце каждого из вас будет жить край вашего детства. 27 сентября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА. (Слайд 9)
3. Основная часть.
Воспитатель: Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т. д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
В 1422-1472 годах состоялись знаменитые путешествия Никитина
«хождения за три моря», для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал. (Слайд 10-12)
В конце семнадцатых – начале восемнадцатых веков в школах-коллегиях ученикам один раз в неделю выделялся восстановительный день, в который они ходили на прогулки и походы.
В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык.
Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. (Слайд 13). Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: «смотреть, видеть и записывать». Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр, был назван в честь бога войны и железа Марса, «Марциальные воды». (Слайд 14). По данным А. А. Остапца (1985, интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода указа Петра I (от 12 февраля 1718 г., который предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.
Благодаря работам ученых и писателей таких как Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, А. Н. Радищев. (Слайд 15) в среде педагогической общественности появляется большое число сторонников, так называемого «метода экскурсий» научно-исследовательской работы. Николай Иванович Новиков писал, что для детей полезней будет увидеть, услышать, почувствовать самим, чем вычитать об этом в книге, или услышать об этом из уст преподавателя. Похожие педагогические открытия были найдены также в литературе того времени - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.
Похожие идеи в России прокладывали себе дорогу не просто, это связано с условиями ее исторического развития в XIX веке. Первым на практике использовал формы исследовательской деятельности учащихся И. Д. Якушкин, отбывая наказание в ссылке, работавший в женской Ялуторовской школе. Этот человек организатор и первый энтузиаст в работе с детьми в сфере туризма. Практиковал летние экскурсионные походы, которые предназначались для изучения окружающей среды. (Слайд 16-17).
Туризм в XIX в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В. И. Вернадский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский и другие. В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Только Горно-туристское общество оставалось существовать самостоятельно. (Слайд 18-19)
К концу 19 века был проделан большой объем работы для того, чтобы вовлечь педагогов в туристско-экскурсионную работу. Были назначены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Уралу. Эти районы и на сегодняшний день пользуются популярностью у туристов.
Учителя проделали отличную работу, которую власти не смогли не заметить. В 1910 году поступила рекомендация из министерства Народного просвещения, к включению экскурсионных программ в школьный курс.
«Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в Москве, издавались в начале двадцатого века, как и «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» это все экскурсионная литература. В конце 19 века принята специализированная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» в экскурсионно-туристическом журнале «Русский турист». В этой рубрике вели речь об экскурсионных походах в школах Российской империи.
Ближе к началу 20 века в России уделяется повышенное внимание туристическому направлению в педагогике. Ведь здесь объединились интересы, как учащихся, так и педагогов. Большая заслуга в аргументировании положительных эффектов туризма с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву. (Слайд 20).
И. М. Гревс в начале 20 века доказал наличие воспитательно-образовательного смысла в экскурсиях на дальние расстояния. Именно ему принадлежит фраза «Путешествие - это один из величайших этапов развития культуры». А так же: «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему. (Слайд 21)
П. Ф Лесгафт рекомендовал экскурсии, как взрослым, так и детям для укрепления здоровья. Именно он является основателем физкультуры. (Слайд 22).
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы.
В 1925—1926 гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организацией дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам. Оно сыграло огромную роль в становлении туризма. (Слайд 23)
Туристическая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях. Главной темой туризма для детей было изучение естественноисторических дисциплин, а так же сельскохозяйственного труда.
Одновременно со спортивным туризмом развивается детский туризм с лечебно-профилактической целью.
Одни из первых санаториев были запланированы в окрестностях Петрограда уже летом 1918 года, а летом 1919 года началось их развертывание под Москвой. Эти первые санатории были названы показательными, так как санаторная помощь была делом новым, и сотрудникам санаториев предстояло путем практики разработать методы их работы с пациентами.
Вслед за этим власти начали процесс образования санаториев и на побережье Черного моря.
В послевоенные годы ускоренное открытие линии детских санаториев проходило повсеместно.
В 1951 году было организованно 10 медицинских профильных детских санаториев.
Наряду с плановым развивается и самодеятельный туризм. В 50-х гг. во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, походах по родному краю ежегодно участвовали до 30 миллионов человек. К концу 50-х гг. в стране создано более двух тысяч туристских клубов, около 100 тысяч туристских секций в коллективах физкультуры ДСО и профсоюзов. Туристские учреждения профсоюзов всемерно развиваются и совершенствуются как организации отдыха трудящихся и туризма. Миллионы людей приобщаются к туристскому отдыху, укрепляют здоровье, интересно и с пользой для себя и общества проводят свободное время. Таким образом, туризм в нашей стране стал подлинно народным.
В 60-х годах начала развитие программа пионерских лагерей сезонного типа. Всей стране были известны такие лагеря, как «Орленок» и «Артек». «Артек» с 1925 года начал работать как Всесоюзный санаторий для школьников и пионеров. Более новый, но не уступающий в знаменитости пионерский лагерь «Орленок», достроенный в 1959 году, стал своеобразным символом движения пионеров Советского Союза. 12 июля 1960 года был открыт лагерь «Солнечный». В 1964 году открыт лагерь «Звездный», в 1965 году – «Стремительный», в 1966 году – «Комсомольский» и «Штормовой».
С 1971 года началось создание абсолютно нового типа детских учреждений – имеющих направление пионерских оздоровительных лагерей работающих целый год, назначенных для болеющих детей или ослабленных различными заболеваниями.
Вместе с системой оздоровления поколения и развитием санаторно-курортной зоны, в годы после войны активно развивался туризм для детей в образовательных, так же воспитательных целях. В практику были приняты традиционные слеты юных туристов с областей, городов, а позже и Всесоюзные слеты.
Участники похода «Дорогой славы отцов» по местам боевой и революционной трудовой славы устроили слет, который состоялся 19 сентября 1965 года в городе-крепости Брест. (Слайд 24). В слете приняли участие больше трех миллионов человек. Было проведено одиннадцать этапов похода. Двенадцатый слет он же и последний, проходил под другим названием.
С 1992 года в России основалось туристическое движение «Отечество». Участники движения регулярно принимают участие в массовых акциях. Особую позицию в движении занимает целевая программа «Экология». Школьники принимают участие в конференциях ЮНЭСКО, на которых рассматривают различные проблемы и их аспекты.
Детский и юношеский туризм прогрессировал в разных формах, и появление каждой формы было свойственно определенному, своему времени.
В современной России туризм также занимает важное место. Туризм предоставляет собой рабочие места, отдых и интересное времяпрепровождение, лечение и оздоровление. Все больше и больше людей разного возраста и социального положения ездят в путешествия, на курорты, совмещая и отдых и оздоровление. Наша страна обладает огромными туристическими ресурсами, богатой природой - горы, леса, моря.
Наиболее важной функцией туризма, по мнению многих учёных, является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, влияние естественно - средовых факторов на организм человека, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей его организма.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Занятие туризмом обеспечивает восстановление жизненных сил человека и рационального использования им свободного времени. Научно-технический прогресс ведет к повышению физической усталости и увеличению нервного напряжения. В этой связи растет значение организаций отдыха. Туризм, обеспечивая разнообразие впечатлений, контрастную смену обстановки и видов деятельности, эффективно способствует ослаблению нервного напряжения. В современных условиях растет роль туризма в развитии личности. Туризм обеспечивает возможности повышения интеллектуального уровня путешествующих, участие их в культурно-познавательных и обучающих туристических программах. (Слайд 25)
В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой — он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение».
Давайте подведем итог занятия. Сейчас я раздам вам карточки, на которых с одной стороны веселый турист, с другой - грустный турист. Если вам было интересно, весело, то покажите мне веселого туриста. А если не очень, то грустного. Мне очень понравилось с вами заниматься. До свидания, ребята.